Совместные учения России, КНР и ЮАР состоятся уже скоро, и это вызывает на Западе ярость
На февраль запланированы военные маневры флотов России, ЮАР и Китая. Они пройдут недалеко от Мозамбикского пролива, который важен для поставок углеводородов, располагаясь между континентом и островом Мадагаскар. Глава МИД России Сергей Лавров, побывав с визитом в ЮАР, среди прочего договорился провести эти военно-морские учения.
Тут же пошли публикации о том, что «родина Нельсона Манделы» дескать не присоединилась к западным санкциям, не приостановила сотрудничество с Москвой, несмотря на давление со стороны США и Евросоюза. Об этом пишут РИА «Новости» со ссылкой на французскую газету L’Opinion. Последняя и пишет про «ярость Запада», а ярость по-французски «фурор».
Политолог, профессор, декан факультета социальных наук Финансового университета Александр Борисович Шатилов считает, что Запад считает активность России в Африке покушением на свои колониальные владения, пусть и бывшие:
— Эти страны во многом остаются в «вассальной зависимости» от, прежде всего, англосаксов, но не только. Соответственно такого рода усиление присутствия России, когда наша страна пытается без посредников вести диалог с африканскими государствами, вызывает скрежет зубовный у англичан с французами, как главных колонизаторов Африки, которые до сих пор сохраняли там влияние. Даже Китай не мог на это каким-то образом воздействовать. Хотя китайцы тоже заходят в Африку достаточно давно, но заходят аккуратно, за счет инвестиций, стараясь своим козырем сделать финансы.
Наш же подход чисто военно-политический. Даже демонстративный. Это, конечно, западников очень беспокоит. После наших успехов в Центральноафриканской республике и в других регионах континента, многие в Африке начинают воспринимать Россию чуть ли не как освободительницу от неоколониального владычества.
В особенности не могут не беспокоить Запад наши контакты с Южно-Африканской республикой. ЮАР является наиболее весомым игроком, как минимум, в южной части, а может в целом на континенте. Есть все основания полагать, что возможны различного рода взаимовыгодные контакты между Россией и ЮАР. Мы заинтересованы в развитии двусторонней торговли, в определенных видах сырья, которых у нас дефицит. Например, бокситы, литий и даже золото. Африка заинтересована в нашей продукции, в том числе промышленной.
Возможно долгосрочное сотрудничество. Тем более, что Россия обещает в некоторых случаях прикрывать своих африканских партнеров, в том числе и силовым способом.
«СП»: — После недавнего визита нашего министра иностранных дел в Египет, Конго, Уганду и Эфиопию в июле прошлого года, туда сразу отправились президент Франции Эмманюэль Макрон и госсекретарь США Энтони Блинкен. Нынешний визит Сергея Лаврова в четыре африканских страны: ЮАР, Анголу, Эсватини и Эритрею называют возвращением в «горячую дипломатическую точку». Продолжается «битва за Африку», как пишут на Западе. Можно ждать, что теперь туда устремятся их политические деятели, чтобы «выкручивать руки» местным?
— «Выкручивать руки» и напрягать местных агентов влияния. В той же Южно-Африканской республике значительная часть элиты проходила обучение и карьерное становление на Западе. Там наверняка остались кадровые резервы.
«СП»: — Достаточно вспомнить министра иностранных дел ЮАР Грасу Наледи Мандиса Пандор. Она получила образование и одно время даже преподавала в школе Лондона. Однако внешнеполитический «ящик Пандоры» пока не обнадеживает Запад, г-жа Пандор встретилась и ведет переговоры со своим российским коллегой.
— ЮАР достаточно последовательно занимает позицию и по вопросу экономического союза БРИКС, и по вопросу проведения Россией СВО на Украине. Поэтому углубление наших контактов не может не беспокоить западный мир, особенно в условиях нынешнего глобального противостояния.
Ну и плюс Россия в какой-то мере возвращается к своим бывшим партнерам. Например, к той же самой Анголе, которая в советские времена была одной из самых близких африканских стран не только для Советского Союза, но и для других государств социалистического лагеря, в частности для Кубы. Англичан и американцев это серьезно беспокоит.
«СП»: — Мне кажется, у ЮАР как государства в чем-то сходная с Россией судьба. Эта страна тоже несколько десятилетий назад пострадала от режима изоляции и санкций, накладываемых Западом. В качестве повода использовали режим апартеида. Но на самом же деле с ЮАР боролись как с конкурентом — и в результате стремительное развитие экономики страны было остановлено. А местные белые колонисты и сами уже давно стремились к отмене апартеида.
— Во взаимоотношениях с ЮАР у нас складывается парадоксальная ситуация. Россия одинаково позитивно воспринимается как белым меньшинством, так и черным большинством. С 2014 года белые потомки африканских буров рассматривают возможность переселения в Российскую Федерацию. Для этих наследников голландских переселенцев наша страна — хранительница неких традиционных европейских ценностей и защитница белых африканцев.
С другой стороны, Советский Союз всегда стоял за свободу Африки, за освобождение ее от ига колониализма. В этом смысле негритянское большинство воспринимает нас позитивно — как тех, кто протянул им руку помощи в непростые времена. Поэтому в ЮАР уникальная ситуация, мы пользуемся поддержкой всех сообществ и диаспор.
«СП»: — Совместные учения с участием ВМФ России в лице фрегата «Адмирал Флота Советского Союза Горшков», военно-морских сил ЮАР и моряков Народно-освободительной армии Китая пройдут близ восточного побережья Южно-Африканской Республики. Там, между побережьем континента и островом Мадагаскар проходят пути следования торговых судов, в том числе нефтеналивных танкеров. Наверное, учения направлены больше не на какие-то военные цели, а на защиту экономических интересов судовладельцев, страдающих из-за нападения пиратов?
— Я думаю, что военными средствами проблему пиратства не решить. Особенно если пираты направляются сильными мира сего. Те же самые сомалийские пираты известны своими контактами с британскими страховыми компаниями. Не исключают курирование этих пиратов развитыми странами Запада.
Такого рода манеры будут иметь политически эффект. Китай и ЮАР так демонстрируют свою поддержку Российской Федерации в условиях если не горячего, то приближающегося к этому состоянию противостояния Запада. Это немаловажно с точки зрения демонстрации поддержки России и с точки зрения наших военных возможностей, и в плане поиска союзников…
И на Западе это прекрасно видят. Пишут, что Москва, дескать «пытается ослабить хватку западных санкций и сближается с развивающимися и неприсоединившимися странами, многие из которых демонстрируют свой нейтралитет». Британская «Гардиан» характеризует новую поездку главы МИД России в Африку как «возвращение Сергея Лаврова на фронт». Вообще риторика очень агрессивна, через слово «фронт» и «война».
А по словам министра обороны и по делам ветеранов ЮАР Танди Модисе, участники военно-морских учений отработают только борьбу с пиратами и реагирование на стихийные бедствия. Ничего больше.
БРИКС с самого начала был союзом, ставящим под вопрос гегемонию Запада во главе с США. Союз возник как чисто экономический, и вот теперь страны сближаются также в военном отношении. Степень опасности для Запада повышается, он в ярости. Африканские турне Лаврова это — для тех, кто понимает — символ года, считают французы. Россия усиливает свое влияние на черном континенте, доказывая, что попытки Запада изолировать Москву неэффективны.
Посольство США в ЮАР выражало «обеспокоенность», на что Сергей Лавров ответил, что не понимает, почему военные учения вместе с китайскими и южноафриканскими партнерами вызывают такую реакцию, а учения США у берегов Китая не вызывают.
Америке и Европе очень обидно, что Россия прекратила оглядываться на прежние западные табу в отношении африканских стран, как это было в 90-е годы и готова строить уважительный диалог с теми, кто ставит интересы собственной страны выше интересов западного лагеря. Более того, в российском МИДе, хотят «воспитывать» страны Старого света, где по старинке считают зоной исключительного влияния свои бывшие колонии в Африке. Заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Вершинин считает, что африканские проблемы требуют африканских решений.
Увы, послы США в африканских странах уже начали обход местных государственных ведомства и требуют от их руководителей прекратить сотрудничество с Москвой. Угрожают санкциями. Палата представителей Конгресса США даже приняла законопроект «О противодействии злонамеренным действиям России в Африке», который дает основания Вашингтону наказывать африканские страны, которые с точки зрения Америки плохо себя ведут, дружат с Россией.