Чтобы одеться по погоде, россиянам придётся вспоминать народные приметы
В корпорации «Роскосмос» полагают, что в развернувшейся санкционной битве Россию вполне могут отключить от данных метеоспутников США и Европы. Поэтому в самое ближайшее время нашей стране необходимо срочно вести работу в данном направлении.
«Госкорпорация „Роскосмос“ в сложившихся условиях уделит дополнительное внимание развитию орбитальной группировки метеорологического назначения в связи с риском возможного отключения России от данных с американских и европейских метеоспутников», — говорится в сообщении пресс-службы компании.
Следует напомнить, что в 2006 году Национальная администрация по исследованию океанов и атмосферы США (NOAA, National Oceanic and Atmospheric Administration) и Европейское метеоагентство (EUMETSAT) подписали документ, предусматривающий ограничение доступа к метеоинформации с американских и европейских спутников для государств, не входящих в EUMETSAT и не являющихся одним из ее партнеров.
К настоящему времени российская орбитальная группировка имеет шесть метеорологических спутников: три «Метеора-М», два «Электро-Л» и одна «Арктика-М». На 2022 год запланирован запуск двух спутников «Метеор-М2», радиолокационного спутника «Кондор-ФКА1», а также четырех аппаратов наблюдения ионосферы «Ионосфера».
Как считает член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин для рядового гражданина проблемы не будет.
— Основной массив данных, получаемых с метеоспутников, транслируется в интернет, поэтому получить данные из всемирной паутины не составляет труда.
«СП»: — Но данные метеоспутников требуются не только обычным гражданам, чтобы одеться по погоде.
— Что касается более серьезных направлений в этой сфере, то здесь можно обратиться за содействием к нашим китайским партнерам — у них есть собственные спутники такого рода. В конце концов, космос в значительной степени — не то место, где нужно стремиться обособиться. Это как раз территория кооперации и сотрудничества различных стран. Поэтому наша страна вполне может предложить тесное взаимодействие другим государствам, имеющих космические амбиции и средства, но не располагающих технологическим возможностями. В том числе и в развитии системы метеорологических спутников.
Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев считает, что Россия может столкнуться с довольно серьезным вызовом на «метеофронте».
— На самом деле, ситуация здесь гораздо серьезней, чем может показаться на первый взгляд. Есть Всемирная метеорологическая организация (ВМО), занимающаяся регулярным запуском спутников, получением и обработкой данных, поступающих с них. Мы с ее спутников получаем данные бесплатно. Поскольку в рамках ВМО подразумевается, что государства, имеющие возможности запускать спутники, должны по мере своих сил и возможностей содействовать наращиванию общей спутниковой группировки для того, чтобы делать прогнозы более качественными и оперативными. И принять решение об отключении нашей страны от метеоспутников имеет право только ВМО. И если организация вдруг пойдет на этот шаг, то он крайне неблагоприятно отразится на нашей экономике.
«СП»: — Можно подробнее?
— Когда наш Росгидромет выдает сводки о погоде, то он опирается на общемировые базы данных, которые распространяются бесплатно по всему миру. Так что, на рядовом потребителе, который утром перед выходом на работу думает, что надеть и ориентируется на данные синоптиков (в интернете или по ТВ) это никак не скажется. Однако Росгидромет делает еще и прогноз для экономической отрасли, выполняет заказы различных ведомств и предприятий, опираясь на их специфику. И здесь уже требуются более подробные сведения — для того же сельского хозяйства, других отраслей. Это очень широкий спектр. Поэтому как будет здесь развиваться ситуация, как субъекты экономики будут выходить из положения, если всё будет складываться по неблагоприятному сценарию — сказать сложно.
«СП»: — Но мы можем заместить европейские и американские спутники, чтобы всю необходимую информацию получать самостоятельно, из собственного первоисточника?
— Мы метеорологические спутники запускаем с 1960-х годов. Первый спутник «Метеор» был выведен на орбиту в 1969 году. Но ближе к 2000-м годам потребители нашей информации (а мы предоставляли её многим зарубежным и российским партнерам) стали жаловаться на качество информации. И с 2002—2003 годов на многих наших спутниках даже было рекомендовано использовать импортные комплектующие. Но положение резко изменилось в 2014 году в связи с известными событиями. И тогда заговорили об импортозамещении. Но эту аппаратуру не сделаешь в рамках одной отраслевой программы — здесь нужно внедрять целые направления, выходящие за её рамки. По большому счету, задача стоит сопоставимая по масштабу со всей космической отраслью. И мне, если честно, пока сложно сказать, как она будет решаться.