Русских на Западе рекомендовано взять под особый контроль, ибо все они — «агенты Путина»
Президент Чехии Петр Павел продолжает повышать квалификацию отпетого русофоба и ненавистника России. Причем, «эволюция» его в этом плане дошла до того, что он на полном серьезе призвал обратиться к опыту концлагерей, куда не прочь был бы загнать всех наших соотечественников, оказавшихся на Западе.
Павел считает, что за российскими гражданами, которые в настоящее время проживают в западных странах, спецслужбы должны следить «гораздо пристальнее», чем раньше, потому что они «граждане нации», ведущей военные действия на территории другой страны.
«Мне может быть жаль этих людей, но, в то же время, если мы оглянемся назад, во времена когда началась Вторая мировая война: тогда все японское население, проживающее в Соединенных Штатах, также находилось под строгим режимом наблюдения. Это просто цена войны», — рассуждает чешский президент.
По его мнению, конфликт на Украине следует воспринимать не только как «войну Владимира Путина», но и как «войну России». Поскольку значительная часть россиян активно поддерживает своего президента. А значит, виноваты, в представлении Павела, все.
То есть, речь идет о коллективной ответственности по принципу гражданства.
Что-то такое уже практиковалось в объединенной Германией Европе. Поэтому слышать подобные заявления от президента страны, которая в годы Второй мировой войны являлась подсобником Гитлера и активно снабжала Третий рейх оружием, из которого были убиты миллионы советских граждан, по меньшей мере, странно. Во всяком случае, Павел, как выходец из просоветской семьи, получивший военное образование в советское время, и как бывший член Компартии ЧССР, эти исторические факты должен был хорошо усвоить.
Возможно, потом, пока будущий чешский лидер делал карьеру в НАТО, у него все это вылетело из головы. Но он, наверняка, мог бы вспомнить без труда своего земляка (и предшественника на президентском посту) Вацлава Гавела, который назвал варварские бомбардировки Югославии в 1999 году «гуманитарной интервенцией».
Не вспомнил… Как и то, что этими «гуманистами» были как раз страны Запада, его партнеры по Североатлантическому альянсу.
Что касается примера, который Павел упомянул, рассуждая о том, как надо относиться теперь к русским, то, действительно, во время Второй мировой войны руководство многих стран принимало репрессивные меры в отношении населения, этнически родственного противнику. Но это был не просто «более строгий режим наблюдения».
В Соединенных Штатах после Перл-Харбора и начала войны с Японией всех американских граждан японского происхождения, как потенциально нелояльных, массово интернировали в специально созданные лагеря — так называемые «военные центры перемещения». И лишили всех гражданских прав. Речь о 125 тыс., как минимум, человек, две трети которых на тот момент были полноправными гражданами США, рожденными и выросшими в Америке. Многие умерли во время заключения от плохой санитарии и других причин.
Впоследствии программу интернирования признали ошибочной — следствием расовых предрассудком и военной истерии. С 1948 года оставшимся в живых узникам тех лагерей даже стали выплачивать компенсации, а в 80-х президент Рейган от имени США принес им извинения.
Сегодня об этом эпизоде американской истории на Западе стараются не вспоминать. При этом не отказывают себе в удовольствии порассуждать о сталинских депортациях народов. Факты бессмысленно опровергать, но споры на эту тему не прекращаются до сих пор.
Примерно через два месяца после вероломного нападения гитлеровской Германии на Советский Союза — 28 августа 1941 г. — был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». Лицам немецкой национальности было отдано распоряжение в течение 24 часов подготовиться к переселению и с ограниченным количеством своего имущества прибыть в пункты сбора. Людей вывозили в отдаленные районы Сибири, Казахстана и Средней Азии. Всего, по данным НКВД, только в период с 3 по 20 сентября 41-го было депортировано 438,6 тыс. советских этнических немцев, в том числе из АССР немцев Поволжья — 365,7 тыс., из Саратовской области — 46,7 тыс., из Сталинградской — 26,2 тыс. человек.
В 1964 году насильственное переселение поволжских немцев власти признали нецелесообразным. Но ограничения по выбору места жительства для них сняли лишь в 1972-м.
Наверное, тут нечем особо гордиться. Хотя, ряд экспертов считают, что депортация немцев СССР вписывалась в историческую и международно-правовую практику начального периода Второй мировой войны.
Другое дело, кто бы мог подумать, что этот опыт назовут полезным спустя десятилетия, и президент Чехии захочет его актуализировать в отношении всех граждан России…
Но, если Европа пойдет на тотальное ущемление русских, означает ли это, что европейцы ощущают себя в состоянии войны с Россией?
Этот вопрос «СП» адресовала доценту факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения РГГУ Вадиму Трухачёву:
— Заявление президента Чехии означает, что, как минимум, часть европейцев ощущают себя в состоянии войны с Россией. И уж точно это относится к государственному руководству большинства европейских стран.
Павел — человек системы. Он буквально все свои слова согласовывает с Евросоюзом и НАТО. Тем более что в недавнем прошлом президент Чехии возглавлял Военный комитет альянса.
Поэтому считать его высказывания отсебятиной нельзя. Это премьер Фиала может себе позволить отсебятину и какой-нибудь хамский выпад, который будет его мнением и мнением его соратников. А вот Павел говорил то, что действительно, как минимум, обсуждается.
В Чехии, кстати, есть своя история, связанная с депортацией так называемых судетских немцев в 1945—1946 гг. Тогда выселили 3,5 млн. этнических немцев и примерно 250 тысяч при этом погибло. Да, там основания некоторые были, потому что эти немцы помогали Гитлеру в уничтожении Словакии. Но не Павелу рассуждать на этот счет. Тем более что рыльце у него в пуху.
Что касается сравнения с японцами в американских лагерях, то это уже просто попахивает господином Розенбергом и господином Гиммлером. Тут иначе уже не сравнишь.
Ладно бы сказал, что «граждан России надо выслать из Чехии или даже из Евросоюза». Понять можно. Ладно — слежка. Учитывая, что мы фактически находимся в состоянии необъявленной войны с Западом, путь и опосредованной — давайте назовем вещи своими именами — это тоже все понятно. Но подвергать репрессиям людей по признаку национальности или гражданства, это нацизм.
Я просто не понимаю, почему руководство России, в особенности, наше Министерство иностранных дел, которое очень часто реагирует на то, что делает Чехия, в этот раз молчат.
«СП»: Возможно, Мария Захарова еще скажет свое веское слово. Но позже…
— Но это не рядовое событие. Чехия мелких новостей поставляет изрядное количество, в том числе и господин Павел. А вот здесь новость действительно крупная.
Что касается того, как воспримут это европейцы… Ну, как минимум, обсуждение этого вопроса будет.
Следить за гражданами России почти во всех странах Евросоюза будут. Разве что в Венгрии, Греции и на Кипре откажутся. Да, собственно, негласно это уже сейчас происходит.
Высылки российских граждан, думаю, тоже стоит ожидать. Вот до концлагерей, дело, скорее всего, не дойдет. Ограничатся депортацией, отъемом имущества, блокировкой счетов.
Но, само по себе, к тому, что президент не последней в Европе и в мире страны говорит, отнестись надо предельно серьезно. И на всех международных площадках возможных, особенно в рамках ООН, это транслировать. И уж, конечно, после этого послу России в Праге и послу Чехии в Москве делать просто нечего.
«СП»: Как получилось, что Петр Павел, родившийся и воспитанный в социалистической Чехословакии, вдруг стал таким отпетым русофобом?
— У нас очень много ошибок и стереотипов насчет социалистической Чехословакии. И среди военных и даже среди чехословацких коммунистов значительную долю составляли те, кто социализм не принимал. Поэтому ничего здесь удивительного нет.
Да, они вступали в коммунистическую партию, заканчивали военные академии, учились в Советском Союзе, но принимать социализм подавляющее большинство чехов не желало. И в этом надо отдавать себе отчет.
Мы держали их, пока у нас были на это силы. Когда сил стало меньше, они сразу же и «перевернулись».
К сожалению, Чехия в действительности никогда русофильской страной не была. Да, это не самые большие русофобы. То, что делают Павел и Фиала, это, в общем-то, не соответствует тому среднему отношению к России, которое в реальности в Чехии есть. Но это совсем не русофилы и никогда таковыми не были.
Наш шок от того, что чехи говорят, во многом проистекает о того, что, вроде бы, они славяне и должны быть на нас похожи. Но это не так.