Тема трудовой миграции из бытовой становится политической
Жители Мариуполя жалуются на заполонивших город мигрантов, которые живут по своим обычаям. С таким заявлением выступил председатель партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов. Таким образом тема бесконтрольной трудовой миграции из преимущественно бытовой окончательно превратилась в политическую. Забыть последствия теракта в «Крокус Сити Холле» не получается.
«В Мариуполе, как и в Одессе и Таганроге, национальный состав горожан веками складывался из представителей разных этносов — русских, греков, украинцев, армян, евреев, итальянцев, — что придало этому краю уникальный характер. А тут за несколько месяцев город заполонили приезжие из Средней Азии, которые живут по своим законам и порядкам», — говорится в заявлении политика.
По мнению Миронова, большое число мигрантов в Новороссии дезавуирует политический успех Москвы в регионе, так как даёт некие козыри Киеву. «Радость освобождения от укрофашизма и возрождения родного города у мариупольцев сменилась недоумением и тревогой, когда сюда хлынул поток мигрантов… Лучшего подарка укронацистской пропаганде трудно придумать», — пояснил он.
Особенность антимиграционной атаки Миронова в том, что глава парламентской партии впервые заговорил об ответственности причастных. По его мнению, виноваты застройщики, которые «везде тиражируют свою излюбленную «бизнес-модель», в основе которой эксплуатация гастарбайтеров. Контролировать их обязан Минстрой и ведомственная компания «Единый заказчик в сфере строительства». Обещаны запросы в Генпрокуратуру.
Резкое заявление Миронова прозвучало сразу после ареста замминистра обороны Тимура Иванова. Вот что пишут в связи с этим СМИ: «Восстанавливать Мариуполь послали опять Тимура Иванова. Конечно, курирует восстановление разрушенного на 90% города вице-премьер Марат Хуснуллин, однако Минобороны и подконтрольные ему фирмы работали в тесной связке с гражданскими». Нет ли здесь пересечения ответственности?
СРЗП уже обращалась к Хуснуллину по поводу массового завоза рабсилы. «Приезжая на стройки, эти многочисленные непрофессиональные мигранты, поработав немножко в тяжелых условиях, подаются туда, где легче: доставка продуктов, такси, производства различные, в том числе фальсифицированной продукции, рынки, я не говорю про криминал», — негодовал в Госдуме член фракции Олег Нилов ещё два года назад.
Пока в верхах выясняют, кто будет отвечать за поведение на территории РФ миллионов чужаков, СК РФ делает свою работу. В Подмосковье предъявлены обвинения 14 лицам (четверо — сотрудники МВД) по делу об организации незаконной миграции, получении и даче взяток в особо крупном размере. За вознаграждение более 1 млн рублей они фиктивно поставили на миграционный учет в Реутове и Балашихе более 1500 иностранцев.
Интересно, в Мариуполе и других городах Новороссии используют такие же схемы, узаконивающие мигрантов?
— Действительно, проблема «изобилия» мигрантов там существует, видел. — говорит военкор WarGonzo Дмитрий Селезнев. — Но я бы не сказал, что она имеет колоссальный размах. Всё так же, как в Москве или Петербурге — не больше и не меньше. Мы к такому уже давно привыкли в «большой» стране. Поскольку Мариуполь — это теперь Россия, то, естественно, что все особенности «империи», перекочевали и в этот прекрасный приазовский город.
«СП»: Масштабирование кадровой политики строительного бизнеса?
— В Мариуполе идут огромные стройки, восстановительные работы, и чтобы реализовать задуманное, поднять город, туда, да, завозят мигрантов. Видимо, потому что это сравнительно дешёвая рабочая сила. Удивляет другое — что не берут местных жителей. Город разрушен, связи разорваны, огромное число местных остались без работы. И они готовы, я разговаривал с ними, работать за очень скромные деньги.
Это ещё крайне важно с политической точки зрения. Работая по найму в российских компаниях местные жители, ещё вчера граждане Украины, быстрее и теснее интегрируются в российское общество, привыкают к новой старой Родине. А если их отторгают, гонят, говорят, что нам, мол, выгоднее рабочие-мигранты, что они станут думать о нашей стране? Нам нужны миллионы колеблющихся, социально неуверенных новых граждан?
Кроме того, можно ведь завозить строительных рабочих и из России. Да, это может оказаться дороже (не факт — «СП»), но это ведь наши соотечественники, получая высокие зарплаты, они будут тратить их в России, деньги останутся в стране, пойдут в экономику, а не будут отправлены переводом в Душанбе или какой-нибудь кишлак на поддержание жизни тех, кто потом приезжает к нам с недобрыми целями, как это было в «Крокусе».
При этом хотелось бы, чтобы решая проблему диспропорционального присутствия среднеазиатских мигрантов здесь, на новых территориях, Москва не перегнула палку. Всё-таки нам желательно сохранить своё влияние в Средней Азии. А то, вон, премьер британский Кэмерон туда сейчас припёрся, пытается их науськать против России. Мигранты — та ниточка, которая связывает нас с этим важным регионом.
Сложный, сложный это вопрос.
Инженер-геолог Юрий Червинчук — один из тех россиян, кто лично трудился на стройках новых территорий.
— Я ездил туда в прошлом году. В автобусе, который вёз нас, работников, более трети составляли выходцы из Таджикистана. А самих автобусов было несколько. Поэтому на границе в Ростовской области пришлось довольно долго ждать, пока полиция проверит паспорта всех иностранцев.
В ДНР рабочих из Таджикистана и Узбекистана было очень много. Местные немного в шоке, но и для них работа тоже была. Как правило, на строительстве дорог, по уборке улиц, на транспорте. Они ведь хорошо ориентируются на местности, а приезжие могут завезти не туда. Кто хочет работать, тот работает.
«СП»: Приоритет мигрантам выглядит странно…
— Чтобы из Мариуполя быстро сделать конфетку, требуется сразу очень много рабочих. Набрать мигрантов можно без лишних формальностей и сравнительно недорого. Но из России тоже едут. В основном из близлежащих Ростовской области и Краснодарского края. Москвичи туда ехать отказываются.
Не удивлюсь, если многие мигранты там и останутся. В Мариуполе большой частный сектор, им там жить привычно. К тому же тепло, как на родине. Поскольку Мариуполь курортный город, до спецоперации две трети населения там работали в сфере обслуживания и лишь треть на местных знаменитых заводах.