Политические противоречия ускорили гонку космических технологий
Космос вновь становится полем противоборства сверхдержав, причем еще более ожесточенного, чем в годы Холодной войны между СССР и США. Доминирование на околоземной орбите, в исследовании Луны и далекого пространства должно утвердить не только торжество в науке и технологиях того или иного государства, но и определенных подходов к общественному устройству.
Запуск корабля «Шэйнчжоу-16» с тремя тайконавтами позволил побить рекорд одновременного пребывания землян на орбите: сейчас их 17. Трое уже обитают на китайской станции «Тяньгун», еще 11 человек — на МКС. И всё говорит о том, что число космонавтов на станциях вокруг нашей планеты будет только увеличиваться.
При этом приходится констатировать, что каждая сторона глобального противостояния пытается иметь собственную, независимую от других, космическую программу. Конечно, настоящим прорывом следует назвать достижения китайских исследователей.
В апреле 2021-го была начата эксплуатация посещаемой китайской космической станции. Она стала третьей в истории — после сведенной с орбиты советско-российской «Мир» и ныне работающей Международной космической станции (МКС).
Еще больше поражают планы КНР. К концу этого года на орбиту должен быть выведен большой телескоп (размером с автобус) «Сюньтянь» с полем зрения в 350 раз больше, чем у запущенного 33 года назад американского «Хаббла».
Интересно, что китайские названия несут явный сакральный смысл. Так, «Шэйнчжоу» можно перевести как «Божественный сосуд», причем произносится это схожим образом с «Божественным царством». «Сюньтянь» — «Обозревающий небеса», «Тяньгун» — «Небесный чертог».
Настоящая битва в космосе — впереди. Первая на очереди стать полем противостояния — Луна. В 1969 г. корабль «Аполлон-11» доставил туда троих астронавтов. Всего американцы высаживались на Луне шесть раз, последний — в декабре 1972-го. В СССР решили, что тратить колоссальные средства на право быть вторыми нет смысла, в США посчитали задачу первенства выполненной и тоже отказались от продолжения миссии.
Но недавно Управление программы пилотируемых космических полетов КНР (CMSA) заявило: «По плану проекта исследований Луны китайцы впервые высадятся на Луне до 2030 года, в ходе данной миссии два космонавта будут управлять пилотируемым луноходом для проведения научно-исследовательских работ».
Всего за месяц до этого о высокой конкуренции за Луну говорил глава NASA Билл Нельсон. По его мнению, битва должна развернуться за Южный полюс естественного спутника Земли. Там в конце 2020-го садился модуль китайской автоматической станции «Чанъэ-5» (Чанъэ — богиня Луны в даосизме). Его данные показали, что на Южном полюсе большое количество воды в виде льда. Это сильно упрощает строительство обитаемых станций.
«Вот фотография кратеров Южного полюса Луны, то, куда собираемся мы и куда собирается Китай, такое количество кратеров делает его опасным, посадку можно сделать лишь в нескольких местах и, как уже говорил, я беспокоюсь, что Китай окажется там первым, объявит это своей территорией и скажет нам — не суйтесь», — сказал тогда Нельсон.
А ведь в 2019-м Китай стал первой страной, посадившей аппарат на обратной (невидимой) стороне Луны. И сейчас американская военно-промышленная корпорация Lockheed Martin, специализирующаяся в области авиастроения, решила создать группировку лунных спутников, которые должны обеспечить стабильную связь с Землей.
12 апреля 2022-го о восстановлении российской лунной программы объявил Владимир Путин. Глава государства сообщил, что планируется запуск автоматической станции «Луна-25». Ее предшественница («Луна-24») отправилась служить науке аж в 1976-м. Запуск «Луны-25», намеченный на 2015-й, переносился много раз, последнее обещание «Роскосмоса» — осуществить задуманное в этом году.
Обновленная пять лет назад программа освоения Луны до 2040 г. разбита на три этапа. Первый, рассчитанный до 2025-го, предполагает создание базового модуля окололунной станции, испытание перспективного корабля «Орел» и беспилотные облеты на нем Луны. Одновременно должно вестись ее исследование автоматическими станциями серии «Луна» (25, 26, 27 и 28), а также начаться строительство сверхтяжелой ракеты «Енисей» для пилотируемых полетов к спутнику Земли.
Они состоятся на втором этапе (2025−2035). Планируется облет Луны в 2028-м и высадка космонавтов на ее поверхность после 2030-го. Миссия рассчитана на 14 суток, ее цель — создание и размещение первых элементов посещаемой базы. Одновременно должна быть развернута группа спутников связи.
После 2035-го планируется завершение строительства полноценной посещаемой лунной базы, постройка на поверхности спутника двух астрономических обсерваторий и создание инфраструктуры для добычи льда. На простой вопрос, зачем тратить огромные деньги на такие программы, ученые отвечают, что будущее человечества в космосе. А Луна может быть хорошей базой для исследования дальнего пространства.
Еще интереснее вопрос, зачем колоссальные средства на космические программы стали тратить частные компании. Можно понять основателя SpaceX Илона Маска, который все-таки смог создать тяжелую ракету для запуска космических кораблей и спутников и теперь продает свое творение американскому правительству. На очереди — создание кораблей для полетов между континентами через космическое пространство. Но ведь в эту гонку корпораций включились многие крупные бизнесмены. Причем часто речь идет о программах, которые в самом лучшем случае дадут результат через одно-два поколения. Государство еще может так планировать, но расписывать личную судьбу на 50 лет вперед довольно бессмысленно.
Американский политолог, руководитель исследовательской группы Space research and paranormal investigations Семен Вендров говорит, что как раз в технологической гонке и проявляются планы на будущее устройство мира:
— Изначально борьба за освоение космоса была отображением противостояния Холодной войны, каждой стороне важно было стать первой в запуске человека, полете на Луну. После распада СССР Америка по-прежнему рассматривает космические программы как элемент геополитики. Только противостояние теперь идет с Китаем. Фактически речь о новой холодной войне, где Пекин заявил о своих амбициях.
Сотрудничество между США и Россией продолжается. Оно было хорошо налажено при Борисе Ельцине и Билле Клинтоне. Это сотрудничество постепенно стало сворачиваться примерно с 2007 года. И дальше взаимодействия будет всё меньше, под общим нажимом западных элит.
«СП»: Сотрудничество по идее должно приносить пользу всем…
— Конечно, России будет очень тяжело делать всё самостоятельно, без западных технологий и финансового участия. Но как бы ни было выгодно сотрудничество, политика определяет многое. Да, американским компаниям тоже выгодно взаимодействовать с Россией, но на них будут неизбежно давить политики.
Сотрудничать с Китаем американцы не хотят, потому что сильно мнение, что там нарушаются права человека. Да и Китай воспринимается как конкурент.
«СП»: Почему страны готовы вкладывать столько ресурсов в исследование космоса?
— Космическое пространство осваивают на случай серьезного катаклизма. Например, климатического. Говорят, в свое время Антарктида была цветущим зеленым краем, но потом сменились полюса. И кто даст гарантию, что не будет другой климатической катастрофы? А ведь тогда встанет вопрос о самом выживании человеческого вида. И понятно, что каждая страна хочет застолбить себе место в деле спасения человечества.
Есть потенциально и угроза ядерной войны. К сожалению, и на Западе, и в России есть аморальные люди, которые призывают к развязыванию ядерной войны. Китайцы вот выступают против такого сценария. Но заметьте, что программы по освоению Луны, Марса резко ускорились. В элитах есть ощущение, что к власти в государствах приходит всё больше неадекватных людей.
«СП»: Зачем миллиардеры вкладывают в космические программы, результата которых не увидят при жизни?
— Американцы очень религиозные люди. В США много разных церквей и течений. Но главное, что обладатели больших состояний думают не только о себе. Если посмотреть на российских олигархов, то есть ощущение, что их горизонт планирования — трата ранее заработанного их детьми. В Соединенных Штатах многие хотят остаться в истории. Причем для того же Илона Маска ориентиром может быть умерший в нищете Никола Тесла. Маск хочет остаться в истории как первопроходец.
Надо прямо сказать, что многие американские олигархи верят в высшее начало. Они убеждены, что для выживания человеческой расы надо отправиться в космос. Не случайно на эту тему снимаются высокобюджетные документальные и художественные фильмы.