Утихнет ли грузинский «майдан» с началом работы новых органов власти
Сроки избрания президента Грузии будут определены парламентом страны 26 ноября, заявил исполняющий обязанности спикера парламента Шалва Папуашвили.
«Есть определенные обстоятельства, которые мы должны учесть. Мы должны избрать президента сроком на пять лет, соответственно, чтобы президент был избран на пять лет, важно, чтобы выборы и инаугурация президента состоялись в этом году», — пояснил он.
Согласно измененной статьи Конституции, президент Грузии избирается не прямым голосованием, а 300-ми выборщиками — депутатами парламента и руководителями местных администраций. При этом оппозиция в работе парламента не участвует. А значит, не участвует и в выборах президента. Будет ли он в этом случае считаться легитимным? И что это вообще меняет в нынешней ситуации?
— Грузия сегодня — парламентская республика, где основная власть сосредоточена в руках премьер-министра и правительства, президент — фигура символическая, — напоминает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Тем не менее, если президент выступает против действующего правительства, он так или иначе ослабляет его позиции и мобилизует противников. Та же Зурабишвили занимается активным подстрекательством цветной революции. Поэтому с точки зрения интересов правящей партии в кресле президента лучше иметь своего человека.
«СП»: В прошлый раз ГМ поддержала Зурабишвили, а та перешла на сторону оппозиции. Как так вышло?
— Зурабишвили — ставленница Запада, у нее даже грузинского гражданства не было. Очевидно, ГМ пыталась при ее посредничестве улучшить свои отношения с ЕС, который давно критикует грузинскую правящую партию за отступничество от «европейских идеалов». Очевидно, найти взаимопонимание с Брюсселем не получилось, и в лице Зурабишвили ГМ получила «черную метку».
«СП»: Президент Грузии избирается не прямым голосованием, а выборщиками — депутатами парламента и руководителями местных администраций. То есть оппозиция, отказавшись работать в парламенте, не будет принимать участия в избрании президента? Можно ли будет его считать легитимным?
— Если такова конституционная процедура, то значит выборы легитимны. Другой вопрос, что оппозиция заявляет о непризнании итогов парламентских выборов. В таком случае, если будет принято решение идти на обострение политического кризиса, могут заявить и о непризнании президентских выборов. Возможно это будет сделано с целью подстегнуть уличные протесты, которые идут довольно вяло.
«СП»: Сегодня должен начать работу новый парламент, бойкотируемый оппозицией. Можно ли его считать легитимным? По-вашему, оппозиция в итоге вернется туда, как в прошлый раз?
— Все зависит от того, какими ресурсами располагает оппозиция и сможет ли она раскачать ситуацию в стране. Пока, как видим, протесты проходят без особого огонька и не приносят желаемых оппозиции результатов.
«СП»: Оппозиции есть на что рассчитывать? Какова вероятность силового сценария захвата власти?
— Пока складывается ощущение, что «майдан» выдохся, и возможностей у оппозиции переломить ситуацию в свою пользу нет.
Поэтому весьма вероятно, что президентские выборы будут использованы для «перезапуска» протестов. Получится или нет, сказать сложно. С одной стороны, Грузия нашпигована западными агентами влияния. С другой, общество, похоже, извлекло уроки из ситуации на Украине и не горит желанием майданить, чтобы привести к власти радикалов.
— История неоднократно демонстрировала ситуацию, когда, условно говоря, прогрессивным начинаниям доброго царя мешают козни злых бояр, — говорит историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
— В Грузии в роли этих самых злых бояр сейчас выступают президент Зурабишвили и верные ей силы.
«СП»: Личность президента в Грузии вообще на что-то влияет?
— В Британии король тоже вроде бы ни на что не влияет, но это и есть та самая верховная власть, от которой в конечном итоге зависит всё остальное. Даже самый ограниченный в полномочиях глава государства является гарантом конституции и верховным главнокомандующим, а следовательно — имеет право принять все меры против тех парламентариев и чиновников, которые, по его мнению, задумали узурпацию власти.
Применительно к Грузии это означает, что поддержанный Западом президент может с применением совершенно законных методов устроить государственный переворот и втянуть страну в пожар войны с Россией. Но правящая партия выиграла выборы именно на волне антивоенных настроений граждан.
«СП»: По словам Папуашвили, президента должны избрать сроком на пять лет, соответственно, чтобы президент был избран на пять лет, важно, чтобы выборы и инаугурация президента состоялись в этом году. Почему?
— Ответ чрезвычайно простой: надо чтобы каденция парламента и президента совпали. С одной стороны, это требуется для устранения госпожи Зурабишвили, которая однозначно будет вставлять парламентариям палки в колёса, а с другой — чтобы воспользоваться нынешней слабостью пропрезидентских сил и не дать им законных способов взять реванш таким вот образом.
«СП»: Оппозиция не будет принимать участия в избрании президента…
— Если правящей партии удастся собрать необходимый для голосования кворум, то выборы в любом будут считаться состоявшимися. В этом случае бойкот выборов со стороны не приведёт к пересмотру их результатов.
«СП»: Зурабишвили в итоге превратилась в одного из лидеров оппозиции. Не повторят этой ошибки?
— Дело в том, что «Грузинская мечта» за прошедшее время сама превратилась в оппозицию президенту. И произошло это как раз на фоне военных успехов России в СВО. Запад неоднократно пытался втянуть Грузию в войну — чтобы и попытаться взять реванш за август 2008 года, и заставить Россию воевать на два фронта.
Но в Грузии прекрасно понимают, что население размером в пять миллионов человек — это слишком маленький человеческий ресурс для такой задачи. Да и у всех на виду та катастрофа, к которой Украину привело её руководство. Грузинским гражданам хочется торговать, а не воевать: вот и проголосовал народ соответствующим образом.
— В парламентских демократиях президент выступает в роли секретаря политических процессов и оказывается ключевой фигурой в случае переизбрания парламента, что в недавнем времени и дало о себе знать, — поясняет доцент Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ Владимир Блинов.
— Гражданка Франции в этой должности была к месту в прошлом. Ныне, когда между Грузией и Западом началось выяснение отношений по причине беззастенчивого вмешательства во внутренние дела, с колониальным президентом, безусловно, нужно расставаться.
Как раз вопросы легитимности в случае с новым составом парламента безупречны. Другое дело, что многие прозападные оппозиционеры с этим не согласны.
Если противостояние будет нарастать, и они запятнают себя антиконституционными действиями, быть может реальное участие в законотворчестве для них окажется под вопросом.
Главное, конечно, сформировать состав правительства, ориентированный на самостоятельную прогрузинскую политику, и убрать на задворки прозападных поджигателей.
«Грузинская мечта» в этом плане должна четко понимать, что любое соглашательство с улицей может для них закончиться плачевно. Бесчисленные цветные революции на постсоветском пространстве и в Грузии в частности, прямое этому свидетельство. Силовой сценарий в любую минуту может оказаться на повестке, расслабляться не стоит, ведь западный враг хитер и коварен.
Вслед за утверждением нового состава правительства палатки оппозиции нужно мягко, но безотлагательно сносить. Любые претендующие на постоянство антиконституционные действия надо зачищать, чтобы болезнь не перерастала в хроническую.