Россия отстаивает свою точку зрения на европейскую безопасность с декабря 2021 года — и менять ее не намерена
В эфире популярного болгарского видеоканала «Поглед Инфо» известный украинский политолог Константин Бондаренко, ныне находящийся в Австрии, дал интересную версию того, как будут в ближайшее время развиваться отношения России и Евросоюза применительно к мирным переговорам по Украине.
— Недавно президент России Владимир Путин заявил, что Россия готова к восстановлению необходимого уровня отношений с Европой и открыта к сотрудничеству со всеми без исключения европейскими странами.
Однако Путин сказал не просто о том, что готов к восстановлению отношений — дальше он продолжил, что на самом деле необходимо вернуться к рассмотрению всех тех вопросов, которые породили конфликт на Украине.
Я напомню, что в декабре 2021 года российская делегация во главе с заместителем министра иностранных дел Российской Федерации Сергеем Рябковым посетила Женеву и Брюссель, где провела переговоры. И эти переговоры завершились провалом.
Россия потребовала, чтобы НАТО прекратила расширение на восток. Более того — чтобы НАТО вернулась к границам девяносто седьмого года. Европа ожидаемо ответила отказом.
И уже как результат начались боевые действия на территории Украины. Тем самым Россия дала понять, что если Европа не будет готова остановить свое продвижение на восток, то Россия военным путем займёт те государства, которые, как она считает, должны находиться в её сфере влияния. То есть сейчас Путин снова предлагает вернуться к 2021 году.
При этом позиции России стались неизменными, и он ждёт, что Европа будет более сговорчивой после четырех лет конфликта в Украине.
Стоит ли надеяться, что Европа станет всё-таки более сговорчивой? Ну, мы видим ее экономические трудности, ее трения в отношениях США. Теперь вот появилась и любопытная информация, что немецкий суд пришёл к выводу — подрыв «Северных потоков» был совершен неким «внешним государством». Может быть это намёк на США или Британию, но скорее всего суд Германии всё-таки склоняется к тому, что взрыв организовала Украина. Именно украинский след на самом деле фигурирует в большинстве документов, которые были обнародованы в Европейском Союзе.
Но если говорить откровенно, я не верю в украинский след. Я считаю, что Украина в данной ситуации могла играть только роль определённой «вывески» — потому что для подобного рода операции нужны специалисты, которых в Украине попросту нет.
Моё мнение, что на самом деле взрыв был подготовлен британцами. Такие специалисты есть в Соединённых Штатах, такие специалисты есть в Британии. Но Украина является тем государством, на которое удобно повесить данный инцидент.
Что касается активизировавшихся в начале этого года переговоров в треугольнике Украина — США — Россия, то сегодня существует несколько острых моментов, по которым нет согласования.
Первый — это то, что Россия требует передать под её контроль часть территории Украины, которая сегодня не контролируется Россией. Имеется в виду часть Донецкой области, часть Запорожской области -Россия хотела бы, чтобы Украина добровольно вывела оттуда свои войска. Украина с этим не соглашается. Европейский Союз тоже с этим не соглашается.
Второе — это контроль над Запорожской атомной электростанцией. Украина требует, чтобы была трёхсторонняя группа, которая бы руководила этим процессом — Соединённые Штаты, Россия, Украина. Россия соглашается только на то, что что Запорожская атомная будет находиться под контролем Соединённых Штатов и России, без Украины.
Третий момент — это размещение иностранного контингента на территории Украины. Европейские государства настаивают на том, что они могут разместить до 20 000 человек на территории Украины, в нескольких крупных украинских городах — для стабилизации ситуации, для того, чтобы поддерживать мир. Украина согласна, Россия говорит, что на это она не согласится ни за что. Соединённые Штаты скорее склоняются к позиции России.
Что касается переговорного процесса, именно вот эта выработанная система безопасности, в которой учитываются больше интересы Украины, нежели России, передана на согласование Соединённым Штатам.
Трамп 21 января в Давосе будет встречаться с представителями Украины, с Зеленским, и будет встречаться с представителями европейских государств. Они будут убеждать Трампа в том, что он должен согласиться именно на вот эту выработанную ими общую позицию.
Но перед этим Уиткофф и Кушнер, представители Трампа, побывают в Москве. Они будут обсуждать вопросы безопасности. При этом Россия стоит на том, что «мы в Анкоридже обсудили то, как должна выглядеть система безопасности, поэтому мы не отступаем ни на шаг». И Трамп скорее всего будет придерживаться такого же мнения.
Потому в Давосе будет очень сложно заставить Трампа занять абсолютно другую позицию. Трамп может даже заявить, что европейские государства могут быть исключены из переговорного процесса.
В Европе, предполагая и такое развитие событий, ряд государств даже намерен отправить одну или две делегации в Москву на переговоры с Путиным. По крайней мере известно, что ехать в Москву собираются Джорджа Мелони и Эммануэль Макрон. Ну или же говорить с Путиным по телефону, пока что непонятно.
Также в Москву могут поехать президент Финляндии Александер Стубб и итальянец Марио Драги. Однако я не думаю, что Путин пойдет на какие-то действительно серьёзные уступки в этом процессе.
Что же касается дальнейшего, то скорее всего в середине февраля окончательный вариант мирного договора для Украины будет рассматриваться уже на Мюнхенской конференции по безопасности в Европе. Так что именно там, я думаю, будет принят окончательный вариант мирного договора.