У американской системы навигации на бортах российских самолётов шкалят датчики
Анло-саксонка опять гадит. На этот раз — американка. Теперь — в воздухе. На земле ей кажется мало. Вроде как достаточно надежный (ранее), удобный и привычный для гражданских летчиков GPS, оказывается, может давать сбои. Об этом предупреждает Росавиация, на которую ссылаются «Известия». Такие инциденты возможны в районе Прибалтики, Чёрного моря, недалеко от Кипра, Израиля и Турции.
Это был «тонкий намек на толстые обстоятельства». В американской прессе уже выстрелил целый ряд статей, муссирующих одну и ту же тему: а не пора ли отрезать Россию от самой распространенной в мире спутниковой системы? Хоть предупредили. И на том спасибо.
Первым на этот информационный вброс отреагировал глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин. Он просто предложил заменить GPS на ГЛОНАСС и «особо не напрягаться» по этому поводу. А также пообещал направить в Минтранс и Росавиацию соответствующие «технические планы» по этому поводу. У нас, мол, есть система, к которой подключен каждый смартфон.
После заявления Рогозина в околоавиационных кругах взметнулась и заклубилась ожесточенная дискуссия. Возникло аж три лагеря — антиджипиэсники, проджипиэсники и «неопределившиеся». Вернее — «запутавшиеся».
Лётчик-испытатель, заслуженный пилот России Вадим Базыкин назвал отказ от системы глобального позиционирования GPS критичным для полетов.
— У современных пилотов нет навыков полетов без навигации. Люди уже давно не обучались другому. Сейчас в Росавиацию берут по иным критериям. Первый — знание английского. Второй — умение управлять компьютером. Если самолеты третьего поколения управлялись пилотами, то современные самолеты управляются компьютером. А компьютером — точнее несколькими сразу — управляет пилот. И все происходит на этой самой системе GPS.
Со стороны это немного напоминает конфликт поколений. Вот, мол, старая гвардия была что надо, а современное поколение без компьютеров шага ступить не может. В небо не поднимутся! Впрочем, была бы голова на плечах, с остальным можно разобраться, уверен Базыкин.
— Ничего страшного (в замене навигационных систем, — ред.) я думаю, нет. В течение двух недель, может быть, месяца все-таки можно освоить новую систему. А для кого-то придется освежить в памяти старое — как раньше мы летали. Это все критично до тех пор, пока не существует методики летного обучения. Она, к сожалению, утратилась.
Так критична замена или все-таки не очень? И что, подучиться на новую систему пару недель — такая большая проблема для летчиков? Они вообще-то в своих институтах по пять лет учились… И ничего — до вожделенной профессии добрались.
— Отказ российских самолетов от GPS — это проблема, действительно, серьезная, — убежден директор департамента рынка капиталов компании «Универ капитал» Артём Лютик.
— Выросло уже не одно поколение пилотов и штурманов, не имеющих достаточных знаний и опыта для применения более традиционных систем навигации. Сейчас количество используемых российскими компаниями самолетов ограничено закрытием неба по ряду направлений. И замена оборудования на ГЛОНАСС не должна занять много времени. А от использования GPS так или иначе стоит отказаться в современных условиях. Даже если бы не было фактов искажения и подмены сигнала, о которых стало известно. Это надо сделать хотя для того, чтобы не финансировать структуры стран, ведущей против России крайне враждебную политику. Возможно, стоит даже запретить самолетам третьих стран использовать оборудование ГЛОНАСС в российском воздушном пространстве.
Авиа-аналитик Роман Гусаров заявил, что использование ГЛОНАСС вместо GPS вполне безопасно для полетов.
— GPS — не основная система навигации, которой пользуются российские пилоты. Есть и другие. В авиации показания всех приборов берутся с разных источников. Чем их больше, тем больше информации. Если две системы совпадают, а третья показывает другое, понятно, кто из них врет. В воздухе любой пилот для подстраховки пользуется разными системами. Среди них — европейская Galileo, китайская Compass (Beidou) и, разумеется, родной ГЛОНАСС. А GPS — система вспомогательная. Даже если сигнал GРS полностью исчезнет, пилоты все равно надежно перевезут пассажиров.
Политолог и журналист Юрий Светов считает, что чем раньше мы уйдем от американской системы, тем лучше.
— В текущих обстоятельствах говорить о соблюдении каких-то прав бессмысленно. США все равно будут поступать так, как считают нужным. Они нацелены на то, чтобы раздавить Россию. А то, что это может привести к катастрофам, к человеческим жертвам, их совершенно не волнует.
Интересную точку зрения на проблему высказал российский политолог Сергей Михеев. Он в свое время тоже имел самое прямое отношение к авиации. Но любовь к политике вытеснила прежнюю страсть. По мнению политолога, помехи системе GPS рано или поздно приведут к катастрофам в воздухе. И этот «воздушный терроризм» вполне в стиле и в духе американцев.
Эта филиппика имеет под собой обоснование. На Ближнем Востоке, где внешняя политика США привела к миллионным жертвам, Америку вообще открыто называют террористическим государством. Американский истеблишмент традиционно спонсировал террористов, не считаясь с жизнями граждан «недружественных» ей стран. И что мешает тем же спецслужбам отключить свой GPS у российских самолетов, когда те будут лететь через океан или Гималаи, где после крушения самолет будут искать месяцами в каком-нибудь ущелье?
Тем более что «спящий Джо» (Байден) сам периодически «отключается от GPS». То он перепутает на выступлениях жену с сестрой, то руку пустоте пожмет. Этот публичный афронт с рукопожатием даже у американских журналистов вызвал вулканический выброс желчи, ядовитого сарказма и издевательских острот. А у политиков всего мира — тревогу и резонные опасения. Когда президент крупнейший в мире ядерной державы периодически пребывает в анабиозе, заигравшиеся спецслужбы, нафаршированные «ястребами», могут доиграться до ядерной войны и превратить в пепел полмира.
Американцы, как известно, — большие мастера доводить ситуацию до красной линии, кризиса, ставя мир на край катастрофы. Это — родовая черта их политикума. Они и своих-то президентов щелкают как куропаток, когда те отклоняется от «линии партии», а до чужих народов, стран и континентов им вообще дела нет. В тот же пылающий на Украине конфликт они готовы поставлять вооружение сколько угодно долго — лишь бы в горниле боевых действий погибло как можно больше славян.
Так что устроить пару-тройку катастроф в воздухе, заглушив на время GPS, вполне было бы в их стиле. Ничего личного, только ненависть. К русским.
Суммируя все вышеизложенное, хотелось бы внести в эту дискуссию свои «пять копеек».
Первое. Наша армия (и армейская авиация) уже давно перешли на собственную систему наведения. И судя по тому, что наши «Калибры», «Кинжалы» и «Искандеры», будучи пущенными за тысячу верст до цели, попадали даже в движущийся танк, система навигации работает исправно.
Второе. GPS возник не так давно. Российская авиация существует намного дольше. А как же раньше наши летчики летали без GPS-то? По звездам, что ли, ориентировались?
Третье. Возможно, что в использовании GPS покомфортнее, чем ГЛОНАСС. А к хорошему привыкаешь быстро. Вот и не хотят летчики «геморроиться» и переучиваться на отечественную систему. Но армейцы-то (и летчики в том числе) научились. И пользуются ей успешно, оперативно и эффективно. В чем проблема? В лишении привычного комфорта? Ну извините.
Хотелось бы нескромно напомнить гражданским летчикам, что у них на сегодняшний день — одна из самых высоких в России зарплат. От трехсот тысяч до полумиллиона в месяц. Выше — только у топ-менеджеров «Газпрома». За такие деньги можно не что ГЛОНАСС — китайскую грамоту выучить. Как минимум, ту ее часть, которая с авиацией связана. Конечно, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Лучше нажимать на одни и те же кнопки, смотреть одни и те же карты, работать по накатанной системе, особо не напрягая мозг, и получать за это «шоколадную» зарплату.
Но есть один нюанс. Мы живем в сложное время, и Запад объявил нам войну. И жертвой в этой войне могут статьи наши граждане, летящие на борту ведомого вами самолета. И их жизнь нам точно дороже душевного комфорта и нежелания учиться наших «дорогих» (в прямом смысле слова) пилотов.
Так что учите матчасть, господа. Не надо сотрясать воздух. Надо по нему летать. Причем уверено и максимальной безопасно.