Хранилища в ЕС истощены, «Северный поток-2» в нокауте, выросли риски подрыва украинской ГТС бандеровцами
Европа истратила весь газ, который бал закачан в подземные хранилища в летний период, сообщают в «Газпроме» со ссылкой на данные Gas Infrastructure Europe.
«Отобрано уже 47 миллиардов кубометров — 100 процентов закачанного в летний период газа, то есть объем запасов, сделанных в прошлом году, — ноль», — говорится в сообщении российской компании.
Также отмечается, что по состоянию на 26 февраля объем активного газа в подземных газовых хранилищах (ПХГ) был на 21,5 процента меньше прошлогоднего уровня. Всего остаток в ПХГ Европы составляет 29,5 процента, в Германии хранилища опустели более чем на 70 процентов, во Франции — более чем на 77 процентов.
Уровень запасов в европейских ПХГ с 7 января перешёл в область рекордных минимумов за многолетний период наблюдений. К 26 февраля объемы были на 0,6 миллиарда кубометров ниже минимума на эту дату. Обычно отбор продолжается до конца марта или середины апреля, и, соответственно, сейчас Европа будет использовать газ, который был закачан еще в 2020 году или ранее.
Наконец, сообщается, что заполненность украинских ПХГ в настоящее время также продолжает находиться на минимальных уровнях. На 26 февраля она снизилась до 10,3 миллиарда кубометров, что на 8,1 миллиарда (на 44%) ниже, чем в прошлом году, и на 5 миллиардов меньше, чем на дату начала закачки в апреле 2021 года.
Отметим, что, несмотря на проведение российской спецоперации на Донбассе, транзит газа через Украину не прекращается. Понятно, что на фоне «заморозки» «Северного потока-2» от использования украинской ГТС теперь некуда деваться. А что если снаряд повредит газопровод? Или украинские диверсанты намеренно захотят сорвать транзит и попросту подорвут «трубу»?
Интересно, что, по данным операторов ГТС, транзит российского газа через Украину в минувшую пятницу вырос на 20% по сравнению с предшествующими газовыми сутками. Заявка на прокачку газа из России через украинскую ГТС на 25 февраля составила почти 100 миллионов кубометров, в то время, как в начале прошлой недели он находился на уровне около 50 миллионов кубов. Эксперты считают, что такая динамика может свидетельствовать о росте спроса на российский газ на фоне геополитической напряженности вокруг Украины.
Отметим также, что на этом фоне вновь растут цены на газ. Это пока еще не 2000 евро за тысячу кубометров, как пригрозил европейцам зампред Совбеза России Дмитрий Медведев, но в понедельник цены выросли почти на четверть по сравнению с закрытием торгов в пятницу. По данным лондонской биржи ICE, рост составляет 23,4 процента. Стоимость апрельского фьючерса уже превысила отметку 1350 долларов.
Напомним, что последние месяцы на Западе активно обсуждают поиск альтернатив российскому газу. В конце февраля в Еврокомиссии заявили, что Европе необходимо в среднесрочной и долгосрочной перспективах создать стратегию, которая позволила бы добиться полной независимости от поставок российского топлива. При этом, глава ЕК Урсула фон дер Ляйен заявляла, что на текущую зиму запасы газа из альтернативных источников уже обеспечены.
Оказывается, не так? С другой стороны, и зима заканчивается…
— В европейских ПХГ закончились те объемы, что были закачены в летний период в рамках подготовки к отопительному сезону, — отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве Игорь Юшков.
— Дело в том, что потребление было высоким, а главное — закачали мало, прежде всего из-за того, что цена росла все лето. К тому же свои ветряки мало давали, собственная добыча падала. Европейские компании просто боялись закачивать газ, думали, что вот пик пройдет, цена снизится, и окажется, что я летом купил за дорого, а зимой придется продавать за дешево? Ведь еще в конце прошлой зимы цены были под 300−350 долларов за тысячу кубов. И все думали, что после летних взлетов к 500−600 цены обратно вернутся к 300.
В итоге, на входе в отопительный сезон в Европе в ПХГ газа было меньше, чем в среднем за последние десять лет. Но это не значит, что европейцы замерзнут. Просто им придется ежесуточно импортировать больше газа.
«СП»: — Почему они не подготовились?
— Готовиться надо было в летний период, самое позднее — до ноября, а тогда такой угрозы не было, что произойдет что-то такое между Россией и Западом, что поставить под вопрос закупку газа, поставит вопрос, что либо европейцы должны будут отказаться от закупок, либо Россия газ перекроет — так вопрос просто не стоял. А в декабре-январе уже поздно готовиться, уже можно только отбирать газ из ПХГ, нельзя же одновременно отбирать и закачивать.
Чтобы была альтернатива, нужно увеличить объем добычи на те же объемы, что поставляет Россия. Перенаправить объемы с других рынков не получится, никто не будет нарушать действующих контрактов: ни Катар, которого прочили на замену России, ни кто другой — у всех есть свои контрактные обязательства. Единственное, что Китай забронировал себе СПГ явно больше, чем ему нужно, так как зима оказалась мягкой. И вот эти излишки он перепродает. Но когда говорят, что сейчас Япония и Южная Корея что-то пришлют, это просто смешно. Япония и Южная Корея — это второе и третье места по импорту газа, они ни куба не добывают. Откуда они возьмут газ? Да, погода теплая, возможно, найдут какой лишний танкер для перепродажи, но это дорого, и это небольшое количество.
«СП»: — Всего остаток в ПХГ Европы составляет 29,5 процента. Это критично?
— Тут речь о «средней температуре по больнице». Где-то больше осталось, где-то меньше. Нужно понимать, что, когда говорят об остатках, речь идет о техническом объеме, необходимом для сохранения давления в ПХГ. Чем меньше там газа, тем меньше ты можешь оттуда доставать ежесуточно. Так что те объемы, что остались — можно считать, что хранилища пустые. Компании сейчас начинают разрабатывать сценарий на случай остановки поставок российского газа, не важно, по чьей инициативе. Они эти риски ощущают и ищут возможность закупиться газом.
«СП»: — В условиях заморозки «СП-2» есть ли возможность нарастить поставки?
— Это не вопрос. Проблем в том, что цена не позволяет закупить много газа. Из-за цены упал спрос, газ берут в основном только для отопления и вырабатывания электроэнергии. Многие газопроводы попросту стоят недозагруженными. Загружен «Северный поток-1», «Турецкий поток», недозагружены «Ямал-Европа», он вообще загружается по остаточному принципу. По украинской ГТС только в последние дни «Газпром» вышел на объем в 109 млн кубов в сутки. Причём это в любом случае оплаченный объем, неважно, прокачан он или нет. Он только-только вышел на эти объемы после месячного перерыва, потому что начали заказывать больше. «Северный поток-2» не влияет на объемы нынешних поставок.
«СП»: — Несмотря на проведение спецоперации на Украине, транзит продолжается. Он продолжится в любом случае? А что если из-за боевых действий произойдет повреждение газопровода?
— Через Украину все-таки проходит не ода труба. Это разветвленная газотранспортная сеть. Если повредят один газопровод, газ пойдет по другому. Где то они параллельно идут, где-то по разным маршрутам. Так что повреждения не должны повлиять на объемы транзита.
«СП»: — А может ли транзит прекратиться совсем?
— Может. Сейчас любые варианты рассматриваются. Ставки повышаются с обеих сторон. Так что, если российское правительство сочтет, что санкции несут нам непоправимый ущерб, такой же ущерб логично нанести и странам — оппонентам. Поэтому если раньше казалось, что прекращение Россией поставок углеводородов в Европу это фантастика, то сегодня этот вариант можно рассматривать всерьез. Взаимное давление нарастает, и энергетика тоже может попасть под обмен ударами.
— Действительно, мало закачали летом, — подтверждает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
— К началу отопительного сезона хранилища в среднем были наполнены меньше, чем на 80%.
«СП»: — Уже полгода Запад талдычит о «российском вторжении». В Европе в это не верили? Почему не подготовились?
— Готовились. Например, искусственно взвинтили цены на споте, подорвав спрос на газ и заодно привлекли больше в ПХГ за счет «ликвидации» азиатской премии.
«СП»: — Чем нынешняя ситуация грозит Европе?
— Это создаёт дополнительные краткосрочные риски газоснабжения потребителей, так как отопительный сезон ещё не закончен. Цены на споте и по многим долгосрочным контрактам и так неподъёмные. Ну, и они могут еще сильнее вырасти, если возникнет реальный дефицит газа. Пока его не было. Только страхи по поводу возможного дефицита.
«СП»: — Транзит через Украину продолжается, даже несмотря на боевые действия. Но велик ли риск повреждения газопровода? Что если украинские нацисты специально устроят диверсию? Или Запад не позволит?
— Продолжается и даже растет транзит через Украину и в целом поставки идут в штатном режиме, что с одной стороны приятно удивляет, а с другой показывает важность энергетических связей, которые помимо прочего являются дополнительным сдерживающим фактором. И как опасно эти связи подрывать. Риски повреждения инфраструктуры очень высоки. Что может произойти как случайно, так и намеренно. Тем более, что в свое время радикалы публично грозили это сделать.