На каких условиях Москва теперь готова принять капитуляцию Киева?
Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что не боится говорить о нейтральном статусе Украины.
«Мы не боимся говорить с Россией. Мы не боимся про все: про гарантии безопасности для нашей страны. Не боимся говорить про нейтральный статус, мы ведь не в НАТО. Но какие при этом у нас будут гарантии? И что самое главное — какие страны нам их предоставят?» — сказал он.
«Сегодня мы слышали из Москвы о том, что там готовы говорить о нейтральном статусе Украины. <…> Я спросил сегодня у 27 лидеров Европы, будет ли Украина в НАТО. Все боятся, не отвечают. Мы не боимся, мы не боимся ничего, не боимся защищать нашу державу, мы не боимся России, мы не боимся говорить с Россией про все: про гарантии безопасности для нашей страны, про нейтральный статус», — отметил украинский лидер.
Кроме того, он заявил, что рано или поздно начнется диалог между Россией и Украиной, чтобы остановить боевые действия.
«России рано или поздно придется говорить с нами, говорить, как закончить боевые действия и остановить это вторжение. Чем раньше разговор начнется, тем меньшими будут потери», — подчеркнул он.
В то же время пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что переговоры Путина и Зеленского состоятся, когда Киев будет готов. Песков напомнил, что Путин сформулировал свое видение того, что Россия «бы ждала от Украины для того, чтобы концептуальные „красно-линейные“ проблемы были решены». Однако вопрос в том, готовы ли к этому украинские власти.
Ранее он же говорил, что одной из целей операции по защите Донецкой и Луганской народных республик является денацификация Украины. По его словам, идеальной для российских властей была бы ситуация, в которой Украина оказалась бы полностью зачищена от нацистов. О денацификации Украины заявлял также глава МИД РФ Сергей Лавров. Так что Зеленский что-то поздновато спохватился? Только сейчас дошло? Реально рассчитывал на военное вмешательство НАТО?
— Понятно, что и нынешняя инициатива Зеленского по нейтральному статусу, и его недавние обращение к россиянам — шаги вынужденные, на которые он пошел от безысходности и совершенно не искренне,
— Но вряд ли кто-то реально рассчитывал на вмешательство НАТО, в том числе и Зеленский, очень уж недвусмысленно дали понять западные партнеры Украины, что на прямое столкновение с Россией не пойдут. Относительно того «не поздно ли спохватился», то понятно, что куда более своевременно это было бы, когда речь шла о прямых переговорах с ЛДНР, деэскалации ситуации на Донбассе и реализации других положений Минских соглашений. Однако тогда в Киеве были настроены очень агрессивно и радикально. При этом я убежден, что при первой возможности необходимо отказываться от решения проблемы военным путем и садиться за стол переговоров.
«СП»: — Зеленский так говорит, будто вопрос о нейтралитете Украины — ключевая причина разразившегося кризиса. Насколько, по-вашему, это близко к истине?
— Считаю, достаточно близко. Только тут надо понимать, что нейтралитет необходимо было не только зафиксировать де-юре, ни и последовательно реализовывать де-факто.
«СП»: — При этом Зеленский говорит, что Украине необходимы гарантии и точная информация о странах, которые будут готовы их предоставить. О чем он? Какие тут могут быть гарантии и от кого?
— Сложно сказать, но Украина заинтересована в участии третьих стран, при заключении такого гипотетического договора. В Москве при определенных условиях тоже могут с этим согласиться. Другое дело, что ситуация последних лет наглядно показала, что это должны быть, наверное, не только западные страны.
«СП»: — Сегодня мы слышали из Москвы, что там готовы говорить о нейтральном статусе Украины, заявил Зеленский. Серьезно? Россию этот вариант все еще интересует? Или список требований Москвы теперь расширится?
— Сейчас, когда идет вооруженное противостояние и все очень быстро меняется сложно говорить на каких условиях какая из сторон готова прийти к соглашению. Но, повторюсь, любую такую возможность нужно использовать.
— Это называется, когда жареный петух клюнул, — считает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Видимо, до последнего рассчитывал на надежность натовского зонтика и на то, что Россия не решится на крупномасштабную военную операцию.
«СП»: — Зеленский то говорит о создании «антипутинской коалиции», то говорит, что Украину все бросили. Теперь вот обращается к Бухарестской девятке за помощью и санкциями против России. Как понимать эти метания?
— Они отражают панический настрой и непонимание, что делать. Очевидно, украинские власти совершенно не ожидали подобного поворота событий. Другой неприятный для них сюрприз — это действительно вялая и беззубая реакция Запада, который, похоже, не намерен всерьез вступаться за своего сателлита.
«СП»: — Если даже Зеленский сейчас скажет, что готов прям сейчас подписать согласие на внеблоковость Украины, это что-то поменяет?
— Я думаю, что внеблоковый статус — слишком незначительное условие для полноценного урегулирования ситуации. По большому счету, речь должна идти о полной перезагрузке и переустройстве украинского государства, и именно это должно быть предметом переговоров. Более того, нейтральный статус означает, что Украина все равно остается элементом «сдерживания» России, страной-буфером, ограничивающей российские возможности в Восточной Европе и Черноморском регионе.
«СП»: — Песков утверждает, что переговоры Путина и Зеленского состоятся, когда Киев будет готов. Москва все еще готова говорить с Зеленским или нацелена на смену власти на Украине?
— Я думаю, в Кремле взвешивают разные возможности. В данном случае мяч на стороне Зеленского, все зависит от того, с какой переговорной повесткой он придет. Теоретически у него есть шанс стать субъектом переговоров, но для этого придется отказаться от той роли прозападной марионетки, которую он играл весь период своего президентства. Зеленский приходил к власти как «президент мира», который сможет урегулировать конфликт как со своими собственными гражданами, так и с Россией. Ну вот, пора исполнять обещания.
«СП»: — Зеленский требует гарантии от других стран. О чем он? Какие тут могут быть гарантии и от кого?
— Опять же, все зависит от переговорной повестки. Будут конкретные предложения — можно будет обсуждать гарантии их реализации. Пока это пустое сотрясание воздуха.
«СП»: — А у России какие могут быть гарантии, что Украина завтра снова не измени конституцию и не возьмет курса на НАТО?
— Необходим всесторонний обязывающий документ, четко прописывающий эти вопросы. Возможно, потребуется создание некого международного надзорного органа с чрезвычайными полномочиями, как это имело место, например, в Боснии и Герцеговине. Но, повторюсь, сам по себе нейтралитет не должен быть самоцелью. Речь должна идти о полном переустройстве украинского государства, которое должно включать расширение прав регионов, вплоть до федерализации, предоставление русскому языку статуса государственного и т. п. Необходимо восстановление полноценных хозяйственных и транспортных связей между Россией и Украиной (в том числе транзитное сообщение с Крымом) — все то, что было разрушено марионеточными прозападными правительствами в Киеве.