Общеевропейский дом открыт для самых фантастических сценариев
Евросоюз может ограничить право вето, чтобы новые государства, в том числе Украина, могли вступить в него, оповестила сограждан польская газета Rzeczpospolita.
«Германия и Франция наряду с другими государствами ЕС ставят в качестве условия расширения блока его реформирование. Речь идет, в частности, об ограничении права вето при принятии Советом ЕС решений по финансовым и внешнеполитическим вопросам, а также об укреплении механизмов защиты законности», — утверждает автор материала Енджей Белецкий.
По его словам, такая реформа необходима, чтобы не позволить европейским «карликам» блокировать стратегические решения международного уровня и снижать геополитический вес ЕС. Однако с этим не согласна Польша, которая не только утратит часть суверенитета, но и столкнется с экономическими трудностями, если Украину возьмут в Евросоюз.
«Зерновой конфликт» — это лишь прелюдия", — резюмировал Белецкий. Варшава поставила условием рассмотрения приема Киева в ЕС расследование событий Волынской резни. И если демарш Польши оказался неожиданным, то неприятие Украины со стороны Венгрии и Словакии — предсказуемы.
Насколько тверда позиция Польши? И почему она начала выступать против Киева, который всегда поддерживала?
— Дружба дружбой, а табачок врозь, — говорит руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог Игорь Шатров.
— Тем более что никакой дружбы между Польшей и Украиной никогда и не было. Не только Волынская резня внесла раскол в отношения. Вся история соседства полна неприязни. Но причины нынешней нелюбви не в истории, а в экономике. Польше Украина нужна как провинция, из которой будут выкачиваться ресурсы, в том числе трудовые.
Но конъюнктура складывается таким образом, что сейчас Украина выступает конкурентом для польских аграриев. Если Брюссель сделает выбор в пользу незалежной сельхозпродукции (а так как много земли на Украине в той или иной степени уже принадлежит иностранцам, в первую очередь, американцам, такой выбор, наверное, придется сделать), Польша окажется у разбитого корыта и из европейской витрины превратится в задний двор.
«СП»: Вы верите в то, что Брюссель может запретить ветирование вступления Украины? Или это внутрипольские страшилки? В ЕС всегда всё принимали единогласным голосованием. Против Украины выступает не только Польша, но, как минимум, Венгрия. Обход вето 2−3 стран не подведет ЕС к началу конца? Готова ли Польша, если ее лишат голоса в украинском вопросе, хлопнуть дверью?
— Не только Польша и Венгрия, но уже и Словакия высказывает особое мнение по украинскому вопросу. Противоречиво отношение и к антироссийским санкциям — не все хотели переходить на американский СПГ взамен нашего трубопроводного. И это только верхушка айсберга. ЕС слишком разросся, объединив экономики разного масштаба и уровня развития. Это неминуемо привело к обострению противоречий по вопросам, имеющим экономическое измерение. Идея отмены права вето витает в воздухе и может быть реализована. Последствия такого шага труднопредсказуемы.
«СП»: Пока публично высказались только Польша и Венгрия. Кто-то еще против? Или все понимают, но молчат?
— Мы узнаем это, когда вопрос официально включат в повестку. Думаю, дискуссия внутри ЕС будет жаркой.
«СП»: Прошлым летом СМИ сообщали, что Дания и Нидерланды против вступления Украины. Очевидно, по экономическим вопросам, русофобия — это хорошо, но платить за нее… так себе идея. А есть в Европе, кто реально готов платить за Украину?
— Такие найдутся, если Украина будет отдана им полностью на растерзание. Та же Польша, мне кажется, с радостью поступится принципами, если в итоге вернет Западную Украину в свой состав, а также переведет сельхозугодья под собственный патронат.
«СП»: Кстати, страны Восточной Европы должны понимать, что Украина будет конкурентом в распределении донатов от Брюсселя. И при ее размерах и населении конкурентом серьезным. И все равно те же прибалты будут топить за вступление Украины?
— Позиция европейских стран по этому или любому другому вопросу часто не является проекцией национального интереса. У власти во многих странах находятся временщики, зависимые от директив из Брюсселя или Вашингтона. Поэтому вероятность того, что в ЕС во вред себе поддержат вступление Украины, достаточно велика.
— Похоже на фейк или сплетни: разговоров об ограничении право вето в ЕС в последние годы, действительно, ходит много, — считает политолог, председатель КРОО «Центр политического просвещения» Иван Мезюхо. — Однако убери право вето, и посыплется вся структура Евросоюза.
«СП»: А чего это Польша вдруг взбрыкнула насчет Украины? Раньше ее адвокатом была. Только ли дело в нежелании Киева обнародовать правду о Волынской резне? Или подсчитали, во сколько обойдется содержание в ЕС Украины и прослезились?
— Польша многие годы лоббировала Украину как вспомогательное государственное образование. Самостоятельные «выкрутасы» Киева Варшаве не нравятся, и сейчас поляки ставят на место своего соседа, напоминая ему, что они никакие не братья, не равноправные партнёры, а условно «господин» (Польша) и «холоп» (Украина). Безусловно, поляки хотели нажиться на боевых действиях на Украине, но вместо этого несут бремя расходов. Им это не нравится.
Формально Польша не против вступления Украины в ЕС, но по факту Варшаву устроила бы аннексия земель. Желательно без населения.
«СП»: Кто еще категорически против Украины в ЕС? Прошлым летом СМИ сообщали, что это Дания и Нидерланды. По логике все богатые должны быть против, т.к. придется содержать Украину, а все бедные — потому, что придется делиться дотациями. А есть те, кто готов назло России платить?
— По факту Германия и Франция против вступления Украины в ЕС. Ведь в таком случае на их бюджеты ляжет дополнительная финансовая нагрузка. Урсула фон дер Ляйен периодически делает формальные заявления о вступлении Украины в Европейский союз, но это слова.
«СП»: Насколько упал уровень жизни в Европе из-за поддержки Киева и антироссийских санкций? Как это, по-вашему, повлияло на позицию ЕС насчет приема Украины? Или никак? А насколько еще упадет благосостояние европейцев, если принять Украину в ЕС?
— Я думаю, что падение уровня жизни ЕС ещё предстоит. Разрыв с Россией уже дорого стоит Евросоюзу, но пока у него есть финансовая подушка безопасности. Однако, деньги имеют свойство заканчиваться, а проблемы и вызовы усугубляться и накапливаться.
«СП»: А Украине ЕС еще нужен? Киев хотел в «общеевропейский дом» и при Януковиче, а как сейчас? Много ли сторонников евроинтеграции, если есть более-менее объективные исследования? Больше их или меньше стало? Или кто хотел — уже индивидуально «евроинтегрировался»?
— Давайте признаем, что весомая часть украинского общества поддерживает идею вступления в ЕС. Реальной социологии по Украине нет. Киев вступлением в Евросоюз хотел бы получить примерно столько же инвестиций, сколько в своё время дали Варшаве. Однако время дармовых денег прошло. Если Украина и вступит когда-нибудь в ЕС, то только в качестве «обрубка». И не факт, что такое государство ещё сохранится к тому моменту.
— Всем известны поэтические слова Александра Сергеевича Пушкина: «Ах, обмануть меня не трудно!/Я сам обманываться рад!» — говорит крымский журналист Сергей Кулик.
— Однако мало кто знает, какие строки им предшествуют. А я напомню, тем более что они очень красочно характеризуют 30-летнее евроатлантическое лицемерие киевских политиканов: «Но притворитесь! Этот взгляд/Всё может выразить так чудно!»
В переводе на общедоступный язык Банковой — несмотря на то, что Пушкин там под запретом — это означает: «алло, ребята там в Брюсселе и Вашингтоне, вы, пожалуйста, только киньте благосклонный взгляд на Киев, снова пообещайте нам евроинтеграцию, чтобы наш пипл это снова схавал»
Однако проблема в том, что у самостийных политиканов, как и у общества, память аквариумной рыбки.
То, что Украине никогда не быть членом ЕС, стало очевидным ещё в 2002 году, когда, кажется, председатель Еврокомиссии Романо Проди, бывший и будущий премьер-министр Италии, заявил: «Украина станет членом Евросоюза только после Турции. А Турция не станет членом Евросоюза никогда». И всё стало ясно. Им нужна была не европейская, а атлантическая, натовская интеграция.
«СП»: Кто еще будет категорически против Украины в ЕС?
— Категорически против только Венгрия и Словакия. Российские телеэксперты любят зачислять их в штат «пророссийских». Однако нужно понимать, что и в Словакии, и в Венгрии правят прагматики, которые знают, где их национальные интересы. Что касается Нидерландов и их отрицательного отношения к вступлению Украины в ЕС… Не вижу в этом ничего удивительного. Давайте вспомним, кто в 2005 году провалил голосование по Европейской конституции… Не Нидерланды?
«СП»: Но для чего-то Украина нужна Европе?
— Украина всегда была нужна как кормовая база. Сто лет назад, во время Первой мировой, европейцы вывозили отсюда чернозем и рабочую силу, то же самое делали в 1941—1944-м, то же самое творят и сегодня. Как были хищниками, так и остались.