Когда Европа окончательно утратила влияние на ситуацию на Киев
Мир на Украине может быть установлен только после переговоров России с США, а Европа упустила свой шанс на посредничество, потому что не смогла обеспечить выполнение минских соглашений. Об этом, выступая в румынском городе Бэиле-Тушнад, заявил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан.
«Когда мы говорим о войне, то встает важный вопрос: что делать? Мирных переговоров России и Украины не будет. Кто их ждет — ждет напрасно. Россия хочет гарантий безопасности, поэтому закончить войну могут только переговоры России и США. Пока не будет российско-американских переговоров, не будет и мира. Мы, европейцы, не можем быть посредниками в этом, потому что упустили свой шанс. Мы упустили его, когда после Крыма в 2014 году были минские соглашения с гарантиями Франции и Германии, но, к сожалению, не удалось обеспечить их выполнение. И русские больше не хотят с нами вести переговоры», — сказал Орбан.
Он также отметил, что снова после Второй мировой войны наступило время, когда Европа не имеет права голоса в важных вопросах безопасности, а решения принимаются Америкой и Россией.
Стоит отметить, что Орбан едва ли не единственный европейский лидер, который не боится открыто отстаивать национальные интересы, даже если для этого надо идти наперекор всему коллективному Западу. Вопрос, появятся ли ещё такие политики, и как долго Запад будет это терпеть? Многие ли в Европе понимают то, о чем говорит Орбан?
— Венгрии напряженность между Россией и ЕС действительно не выгодна, — уверен ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— Такая ситуация создает риски для экономического сотрудничества двух стран. Можно вспомнить, прежде всего, подписанное в сентябре 2021 года соглашение на 15-летний срок между «Газпром экспорт» и венгерской MVM CEEnergy Ltd на поставки в эту страну российского газа. Или работы по строительству второй очереди АЭС «Пакш», где генеральным подрядчиком выступает российская АО «АСЭ», инжиниринговая компания Росатома.
Подобные реплики Виктора Орбана — критика в адрес ЕС и его ключевых игроков, с которыми у действующего венгерского правительства непростые отношения, причем, как известно, не только из-за расхождений по «российскому вопросу». Среди недавних примеров такой напряженности между Будапештом и Брюсселем — угроза Еврокомиссии добиться заморозки части средств, которые Венгрия должна получить из бюджета ЕС на 2021−2027 годы, если власти этой страны не выполнят требования европейских чиновников (в том числе касающиеся распределения тендеров на финансируемые ЕС проекты).
Также можно отметить, что для Орбана тема переговоров с Россией стала поводом сделать комплимент Ангеле Меркель (с которой у него были непростые отношения в период ее пребывания в должности федерального канцлера ФРГ) и Дональду Трампу. С последним у премьера Венгрии как раз отношения вполне благожелательные, его Орбан поддерживал еще на этапе президентских праймериз в США в 2016 году и накануне кампании 2020 года. В свою очередь, Трамп, уже покинувший Белый дом, в начале 2022 года заявил, что премьер Венгрии пользуется его «полной поддержкой и одобрением» на пути к парламентским выборам (на которых сторонники Орбана в итоге победили). Вероятно, заявление Орбана, что «с Трампом и Меркель этой войны никогда не случилось бы», связано и с расчетом на определенные выгоды от вероятного усиления позиций республиканцев в США, которые имеют высокие шансы взять большинство как минимум в Палате представителей ближайшей осенью, а в 2024 году, не исключено, вернуть себе Белый дом.
«СП»: — А что теперь? Действительно ли Европа не имеет никаких рычагов воздействия на ситуацию?
— Понятно, что у США сейчас больше возможностей повлиять на Украину, чем у ФРГ или Франции (взять хотя бы роль Вашингтона в военно-технической и финансовой помощи Киеву). Поэтому и Россия, чтобы оценивать перспективы развития этого кризиса, будет анализировать, в первую очередь, позицию США по этому вопросу и исходящие оттуда сигналы.
«СП»: — А с такими, как Орбан, нельзя вести разговоры? Или он просто ни на что не влияет?
— Если говорить о переговорах Москвы и Киева, то, даже если бы Украина была настроена сейчас на такой диалог (собственно по разрешению кризиса, а не только по «зерновым коридорам»), вряд ли она согласилась бы на Венгрию в роли посредника, учитывая их прохладные отношения. В целом, России выгодно, что внутри ЕС есть игроки, настроенные на экономическое сотрудничество с нашей страной и потому не заинтересованные в сжигании мостов между Брюсселем и Москвой. Но для изменения курса ЕС позиции Орбана, естественно, недостаточно.
«СП»: — Что позволяет Орбану вести самостоятельную политику на благо своей страны и как его и ему подобных могут остановить, если Запад решит, что он зарывается?
— Виктор Орбан может опираться на устойчивое парламентское большинство — как известно, в апреле 2022 года правительственная коалиция «Фидес» и Христианско-демократической народной партии выиграла выборы в Государственное собрание страны. При этом, как было сказано выше, у него длительные напряженные отношения с Брюсселем. В этом смысле можно провести параллели между «Фидес» и другой правящей консервативной партией — «Правом и справедливостью» в Польше.
Но понятно, что готовность Орбана проводить политику, отличающуюся от линии Брюсселя, имеет свои пределы. Не будем забывать, что Венгрия получает или рассчитывает получить весьма значительные средства от Евросоюза (например, из Фонда восстановления ЕС после пандемии). При этом экономическая ситуация в стране сложная, так что, несмотря на свою ершистую позицию по многим вопросам, во взаимодействии с Брюсселем Будапешт заинтересован.
— Евросоюз сегодня не в той ситуации, чтобы брать на себя посредничество в ситуации, когда страны-лидеры (Германия, Франция и Италия) оказались искусно разведенными англосаксами, — уверен директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.
— Евросоюзу сейчас бы самому выбраться из той ситуации, в которую они залезли благодаря Шольцу, Драги и странам-провокаторам вроде Польши и Литвы.
«СП»: — Почему, понимая, что все пошло не по её сценарию, Европа упорно продолжила гнуть свою линию?
— Не Европа гнет свою линию, единой Европы после «брексита» уже нет, а чиновники ЕС и марионеточные правители ряда европейских стран. У Евросоюза нет своего сценария. В этом смысле Россия начинает получать преимущество над ЕС в связи с тем, что у РФ вырисовывается собственный сценарий. Он слабенький, недалекий, но свой — в отличие от ЕС.
«СП»: — Можно ли тут вообще говорить о единой Европе? У разных стран свои интересы на Украине?
— У европейских стран как таковых нет особого интереса к Украине, если не считать те государства (Польшу и Румынию), которые надеются на некие территориальные приобретения, если Украина начнет разваливаться. Конкретные интересы имеются у чиновников ЕС и у крупных корпораций, получающих из Украины сырье и продовольствие.
«СП»: — А вот Венгрия? Каков её интерес в общеевропейской политике по Украине?
— Венгрия стремится извлечь максимум пользы для себя из противостояния НАТО и РФ. (Тут она учится у Эрдогана). Её явно греет мысль стать одним из газовых хабов Европы. Венгрия, как и все европейские страны, хочет нажиться на противостоянии России и Украины.
Венгрия — это страна-одиночка в центре Восточной Европы. Посему в ней довольно высокий уровень национализма, и сформировать альтернативу Орбану американцам или англичанам не по зубам. Да и незачем. Орбан знает меру — когда надо подыграть своим заокеанским партнерам, а когда можно проявить характер и поиграть на национальных чувствах соотечественников.