Удастся ли нашей стране вернуть доверие жителей Юго-Восточной Азии?
Саммит стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) завершился в воскресенье в Камбодже. Обещанная США «полная изоляция на нем России» обернулась на деле полноценным её триумфом. Иначе не назовешь серию позитивных, а главное, перспективных двусторонних переговоров нашей делегации во главе с министром иностранных дел Сергеем Лавровым с коллегами из Лаоса, Вьетнама, Таиланда, Индонезии, Камбоджи.
Камбоджийцы, хозяева встречи в верхах, сделали даже больше, чем достаточно, чтобы выказать уважение Москве. Не американскому президенту Байдену выстелили они ковром поданный к самолету трап — а Лаврову.
Глава Белого дома довольствовался же трапом, из тех, что подают к обычному рейсовому борту. И не россияне, а опять-таки американский президент вызвал у организаторов плохо скрываемое недоумение своим опозданием более чем на полчаса к началу «общего сбора».
К слову, облаченные властью янки, оправляясь в Пномпень, грозились «полным составом проигнорировать» выступления Сергея Лаврова. А оказались едва ли не самыми внимательными его слушателями. Не потому ли, что царившая в Пномпене добросердечность по отношению к российской делегации явно не располагала к конфронтации с ними?
Совместного итогового документа на данном саммите принять, к сожалению, не удалось. По словам главы нашей делегации, из-за позиции делегации США, которая настаивала «на абсолютно неприемлемом языке в отношении ситуации на Украине и вокруг нее». Как уточнил Сергей Лавров, очевидным становится и тот факт, что Белый дом и НАТО намерены милитаризировать Азиатско-Тихоокеанский регион. О чем свидетельствует их недавно обнародованная Индо-Тихоокеанская стратегия.
А принимающей стороной готовится итоговое коммюнике, посвященное развитию дальнейшего сотрудничества стран-участников.
Не менее важным и интересным было узнать не только все, что касается саммита-2022 в Пномпене, но и отношение там к России и россиянам. В свое время СССР оказал немалую помощь этой стране — технологическую, научную, социальную, военную. Но с распадом великой страны контакты постепенно стали сходить на «нет».
Что-то меняется сейчас в этом отношении к лучшему? Корреспондент «СП» поговорила об этом с Пич Пханом (Pich Phan), репортером одного из местных изданий, получившем когда-то образование в СССР и еще не забывшем русского языка.
— Как можно забыть ваш язык? Он такой красивый! — ответил Пхан на звонок, правда, не сразу. Объяснил: был на заключительной пресс-конференции главы нашего МИД.
«СП»: — Можно для начала узнать, какая погода сейчас в вашей столице? Имею в виду погоду политическую.
— Она соответствует природной — теплая. Температура воздуха не превышает плюс 30−35 градусов. По нашим меркам нормально, в порядке вещей. В помещениях не более чем 20 градусов. Участники говорят — комфортно. В такой обстановке проходили практически все встречи. Даже с участием капризной американской делегации. Их представители всегда чем-то недовольны.
«СП»: — Как местные жители отнеслись к саммиту? Для них столь представительный международный форум, наверное, небывалое событие?
— Конечно. У нас страна маленькая, небогатая. Принимать у себя ведущие в мире страны — большая честь. Мы всех гостей старались уважить. Но вас, как я понимаю, интересует наше отношение к России? Оно остается уважительным и благодарным. Ваша страна много лет помогала Камбодже. Не уверен, что мы обрели бы суверенитет, если бы не поддержка СССР. Не все у нас в стране точно скажут, где находится Россия. Знают только, что далеко на севере. Но остановите человека моих лет (Пхану — 57), и он сразу скажет, что без русских нам было бы очень сложно отстаивать свою самостоятельность.
«СП»: — А молодые ваши соотечественники?
— Такой русофобии, как в Европе, у нас нет. Я в прошлом году ездил в Финляндию и был очень удивлен тем, как местные жители плохо отзываются о России. Спрашивал: почему? Хорошо ведь жили долгие годы. Слышал в ответ: они плохие. Вот так вдруг стали плохие? Никогда не поверю.
Но многие мои соотечественники здесь, в Камбодже, все-таки больше смотрят сейчас в сторону США. Кто может, уезжает в надежде устроиться работать и жить там. Когда СССР не стало, наши контакты с вашей страной постепенно стали теряться. Американцы же, наоборот, активизировались. Открыли в нашей столице и некоторых городах поменьше свои офисы, магазины, филиалы разных фирм. Предлагают молодым гранты на учебу.
«СП»: — То есть, делают то же, что и наша страна когда-то?
— Да, но цель у них другая. Свой интерес. Они не помогают, а порабощают наше население: товарами, пропагандой. Мое поколение не забыло, как во второй половине ХХ века США, втянуло нас в войну с Вьетнамом, организовало госпереворот, устроила настоящий геноцид нашего народа, пытаясь подчинить его. Так он делают теперь на Украине.
«СП»: — Следите за событиями в Восточной Европе?
— Весь мир, мне кажется, следит за ними. С большой тревогой. Ведь там, где США — там всегда войны и кровь.