Президент обещал россиянам процветание, а Запад вызвал на ракетную дуэль с «Орешником»
В столичном Гостином дворе 19 декабря Владимир Путин провёл свою очередную Прямую линию, совмещённую с большой пресс-конференцией. За 4,5 часа прямого эфира президент дал ответы на десятки вопросов. Одним из двоих ведущих был военкор Дмитрий Кульков.
Сеанс коллективной психотерапии прошёл практически триумфально: выбирать «пушки вместо масла», чего наверняка опасались многие россияне, в будущем году, кажется, не придётся. Власти постараются справиться со всеми вызовами — и внешними, и внутренними.
Среди сгруппированного предварительно ИИ Топ-10 тем на первом месте был вопрос о сроках окончания СВО и судьбе мобилизованных. Последующие девять касались социально-экономической сферы, максимально приближенной к простым россиянам. Красноречиво.
Глава государства начал вроде бы с шутки: «Когда у нас все размеренно, стабильно, нам скучно. Хочется движения! Как только начинается движуха, все свистит у виска — и секунды, и пули — нам страшно». Или это не шутка?
Лёгкий настрой Владимира Путина объяснялся, видимо, тем, что ВС РФ приближаются к решению первостепенных задач СВО: «Наши бойцы каждый день возвращают территорию квадратными километрами». За его спиной развернули знамя 155-й бригады ВС РФ.
Больной вопрос оккупированной Курской области дался труднее. Для ВСУ не было никакого военного смысла заходить туда, повторил в который уже раз президент. А какой был? Политический? Назвать конкретную дату освобождения региона от ВСУ он не решился.
Зато пообещал неизбежное полное восстановление разрушенных объектов. А также к восторгу аудитории распорядился немедленно устранить недоразумение, когда бойцы на Курщине не имеют статуса участника спецоперации, а значит, и положенных льгот.
Самым интригующим стало невероятное по дерзости предложение Западу провести «технологическую дуэль»: выбрать объект в Киеве, сосредоточить там все силы ПВО и ПРО, а Россия ударит по нему «Орешником». Чтобы понять, кто чего стоит? Смело, очень смело.
«Обязательно бахнем, но потом», — говорил в такой ситуации герой фильма «ДМБ». Как на это отреагируют киевские знакомые Виктора Медведчука — неизвестно. Самого «кума Путина» в зале не было, но от его имени был задан вопрос о перспективах переговоров.
Оказалось, перспективы имеются. У России нет предварительных условий для начала такого процесса. База — Стамбульские соглашения. Но, исходя из реалий на земле. Подписать готовы хоть с Зеленским, но только если он переизберётся президентом.
При этом Путин не исключил, что Россия предоставит Зеленскому политическое убежище, если тот «как чёрт из табакерки» вдруг появится и попросит. Правда, он предполагает, что экс-президента Украины приютит и возьмёт на содержание Запад.
Кстати, Путин заявил, что украинцев в России проживает столько же, или даже больше, чем на Украине. Мы приветствуем украинцев в России, они люди одной с нами культуры, сказал президент. Мы же не будем делать национальную автономию в противовес Киеву?
Ситуация с экономикой в стране вполне устойчива. Россия развивается. «В этом году рост экономики составит 3,9−4%», — заявил Путин. «Президент РФ хвастается устойчивостью экономики РФ вопреки санкциям», — бессильно злится в ответ немецкая Die Welt.
Инфляция превысила плановые показатели, признал Путин, и составила 9,2%-9,3%. Однако заработные платы в реальном выражении выросли сильнее инфляции. Отсюда и рост цен — доходы и зарплаты росли быстрее чем выпуск товарной массы.
По мнению Путина, ЦБ мог бы эффективнее и раньше использовать инструменты, не связанные с ростом ключевой ставки. Вот только свойское, даже фамильярное, «Эльвира», как назвал президент главу ЦБ, позволяет прогнозировать, что ставка ЦБ продолжат расти.
Зато по части жилищного строительства, кажется, прорыв. Не должно быть никаких лимитов для семейной и сельской ипотеки, это безобразие, возмутился глава государства. Прямая линия ещё не завершилась, а Минфин уже взял под козырёк — лимитам настал кирдык.
Жильё — необходимое, но недостаточное условие для деторождения. «Количество женщин детородного возраста сократилось на 30%. Девочки нужны, девушки. Повесткой рождаемости должен начинаться и заканчиваться рабочий день», — указал президент.
Иначе плодиться будут не свои, а чужие — мигранты, боятся многие россияне. Путин разделяет их опасения, но пока придерживается позиции «и нашим, и вашим». Мол, нужно соблюсти интересы, создать условия для всех. О полном запрете миграции речь не идёт.
Отвечая на вопрос нахального американского журналиста, Путин объяснил, что своих целей в Сирии Москва достигла, с убежавшим в Россию Башаром Асадом он пока не виделся, но поговорит, а бенефициаром наступления исламских радикалов стал Израиль.
С Трампом президент РФ не разговаривал более 4 лет, но он готов встретиться в любой момент, как только тот пожелает. Позицию свою считает сильной: Россия стала по-настоящему суверенной страной, мало от кого зависит, а боеготовность армии самая высокая в мире.
Ключевое же заявление было сделано президентом под занавес многочасового марафона и касалось оно самой больной, чего уж греха таить, темы. «Решение о начале СВО надо было принимать раньше», — признал Путин. Пожалуй, это главный результат дня.
Своей оценкой Прямой линии-2024 с «СП» поделился гендиректор коммуникационного агентства ACTOR Дмитрий Еловский.
— Это была больше пресс-конференция президента, чем Прямая линия. Но я не вижу в этом проблемы.
Это два разных формата общения с людьми. В одном случае журналисты — посредники, в другом разговор идёт напрямую. Здесь они дополняют друг друга.
«СП»: Что вы увидели в ходе этой Прямой линии?
— Мы видели, что президент отрабатывал диалог с обществом преимущественно по важным вопросам. Причем, в основном, процентов на 90, — это самые острые вопросы, которые, конечно, есть. Их не может не быть, потому что мы находимся на переломе времён и сейчас не может быть всё спокойно.
Заметьте, что практически не было смешных глупых лоббистских вопросов, откровенной «пурги», которая бывала раньше. «Воды» почти нет. Сейчас всё чётко по делу. Каждый вопрос — это болевая точка, которая очень сильно волнует людей. Негатив накапливался в течение года, а президент его расшивает, объясняет свою позицию.
«СП»: Неуверенность 2022 года, когда решили не проводить Прямую линию на фоне только что прошедшей частичной мобилизации и отступления на фронтах, по-вашему, преодолена?
— Этот драматический момент был преодолён ещё в 2023 году, когда Прямую линию отменять не стали. Понятно, что ситуация, с управленческой точки зрения, стабилизировалась. Да, мы находимся в условиях нарастающей неопределённости и хаоса (которые создают другие), но мы это поняли, приняли и научились в этом жить.
«СП»: Можно ли утверждать, что власти сделали принципиальный выбор и точно не станут руководствоваться принципом «пушки вместо масла»?
— Думаю, с самого начала такого выбора не было. Милитаризацию нельзя было назвать излишней. Скорее, этот баланс был в пользу масла.
Никто массово россиян в строй не ставил, не заставлял их работать в три смены за сухпайки, не вводил карточную систему.
В этом смысле это вопрос для серьёзного изучения, в том числе исторического исследования, как удалось экономически и социально удержаться от того, чтобы не бросить на спецоперацию все ресурсы — и при этом многое сделать на фронте.
Во многом это заслуга ВПК, военных, потому что они, сражаясь там, на фронте, не пустили боевые действия сюда, в мирную жизнь. Мы должны им за это поклониться… Кстати, доля пушек сейчас даже немного подросла. При этом масло находится на нормальном уровне.
Хотя проблемы, диспропорции накапливаются. Санкции, дефицит рабочей силы и т. д. И президент их решает за счёт своего рейтинга, посылая сигнал чиновникам: не расслабляться. Идёт процесс управляемый работы с неизбежно возникающими проблемами.