Президент Чехии волнуется, что после охлаждения Штатов к Старому Свету вся нынешняя евро-элита отправится на свалку
В случае победы на предстоящих выборах в Соединенных Штатах Дональда Трампа тот может пойти с российским лидером Владимиром Путиным на сделку, которая не будет выгодна ни Европе, ни Украине, заявил чешский президент Петр Павел.
В интервью чешскому радио он выразил мнение, что после американских выборов многое для Старого света может измениться. По словам Петра Павела, европейцы могут столкнуться «со совершившимся фактом, с которым придется иметь дело». «Речь идет не о разрушении трансатлантических связей, а о вызове Соединенным Штатам как союзнику. Но надо реально признать, что Дональд Трамп на ряд вещей смотрит по-другому», — приводит высказывание президента Чехии издание Idnes.
Павел считает, что Киеву следует задуматься об ограниченности его военного потенциала — по этой причине союзники рекомендуют ему свернуть наступательные действия и уйти в оборону. При этом он уверен, что ВСУ необходимы не только оборонительные вооружения, но также дальнобойные ракеты, а также истребители F-16. «Только уравнивание сил может привести к тому, что обе стороны поймут, что дальнейшего успеха им не достичь, и что пришло время каких-то переговоров», — полагает президент Чехии.
В данном интервью Павел также поддержал расширение Европейского союза за счет Украины, возможно, Грузии, Молдовы, а также стран западных Балкан. Он также констатировал сближение России с Ираном, Китаем, а также Северной Кореей.
Доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова Александр Перенджиев считает, что в данном интервью Петр Павел просто напомнил о предыдущих предвыборных обещаниях Трампа, причем сделал это далеко не случайно.
— Еще в период предыдущей избирательной кампании Дональд Трамп много говорил о возможной сделке, соглашении с Владимиром Путиным. Сейчас подобных заявлений он не делает, но чешский президент освежил их в памяти европейской общественности по вполне понятной причине — возможного предстоящего ослабления военно-политических связей с Вашингтоном. Не случайно в последнее время политики в Германии, Швеции, ряде других стран заговорили о возможной войне с Россией в не столь уж далекий период. И заявление Павела — из этого же ряда.
«СП»: То есть, президент Чехии намекает, что ослабление связей с США чревато военным конфликтом с Россией?
— Он намекает на более конкретные и материальные вещи. Павел, как бывший председатель военного комитета НАТО, прекрасно знает многие составляющие Североатлантического альянса, в том числе коммерческую. И говорит, что в недалеком будущем эта организация не будет представлять столь же пристальный интерес для США, как сегодня, в том числе в коммерческом или военно-коммерческом плане.
Вашингтон, как видим, постепенно переключает свое внимание на Ближний Восток, Юго-Восточную Азию, Тихий океан, а также на большие сложности внутри Соединенных Штатах, которые тоже разрешатся не скоро. Это потребует немалых средств. У европейских политиков, тесно связанных с военной средой и ВПК, появляется понимание, что партнерство, при котором они обрели влияние, власть и зарабатывали деньги, может в ближайшем будущем завершиться.
Понятно, что для Вашингтона блок НАТО был не только военным, но и военно-коммерческим проектом. Впрочем, другие страны-участники с развитой «оборонкой» в результате согласований тоже получали свою долю, пусть небольшую. И Павел дает понять, что время меняется, европейским странам нужно менять схемы заработка, получения влияния и власти в сфере обороны.
«СП»: Они готовы это сделать?
— Будут пытаться, а что делать остается? Скажем, прибалты заявили о строительстве линии заграждения, как они объяснили, на случай нападения России. Понятно, что ни от чего и ни от кого эти линии не оградят, но военные этих стран пытаются таким образом сохранить свою бюджеты, вытащить из карманов своих сограждан деньги.
В Германии заговорили о подготовке к нападению со стороны РФ, поэтому нужно наращивать военные бюджеты, ведь американский союзник выделять средства в прежнем объеме на военные программы уже не сможет.
К слову, в той же Польше, при всем русофобском настрое ее политической элиты, о предстоящей войне с Россией говорят редко.
По сути, при недостатке экономических механизмов пополнения военных бюджетов стали использоваться мошеннические — та же спекуляция на «российской угрозе», строительство заграждений и тому подобные прожекты.
В этом же ряду, кстати, предложение о создании «военного шенгена», выдвинутое осенью 2023- года, предусматривающее зону свободного перемещения войск внутри большей части ЕС. В общем, в Европе грядет перераспределение ролей в военной сфере, о чем и дает понять Петр Павел, прикрывая эту мысль политической риторикой.
«СП»: Но ведь соглашение между Путиным и Трампом возможно?
— Ясно, что вопрос о сохранении контроля со стороны США над всеми регионами, где они присутствуют сегодня, вызывает все больше сомнений. И в любом случае мироустройство меняется, будет образовано несколько центров силы. И мотив беспокойства за судьбу нынешней Европы и ее нынешних политических лидеров тоже звучит в словах президента Чехии.
Наряду с военно-экономическими вопросами, он, конечно, затрагивает и политические — если Европа останется на задворках мировой политики, то судьбу участников ее структур в значительной степени будут решать другие.