Российские компании следят за котировками с тревогой
Сегодняшние события в Венесуэле (атака американцев на ряд важных объектов, захват президента Мадуро) не пройдут бесследно для мировых рынков.
Только что появилась информация, что США уже заново предъявили президенту Венесуэлы Николасу Мадуро и его супруге Силии Флорес обвинения в «наркотерроризме» (теперь уже очно), они предстанут перед американским судом.
Генеральный прокурор США Памела Бонди опубликовала сообщение в социальной сети X: «Николасу Мадуро и его жене Силии Флорес были предъявлены обвинения в Южном округе Нью-Йорка».
По словам генпрокурора, Мадуро обвиняется в участии в наркотеррористическом заговоре, сговоре с целью ввоза кокаина, а также в незаконном хранении и попытке завладения пулемётами и взрывными устройствами.
Пришло время попытаться спрогнозировать экономические последствия американской спецоперации. Все-таки дело касается страны с крупнейшими запасами нефти.
По данным Annual Statistical Bulletin Организации стран — экспортёров нефти (ОПЕК), оценочные запасы нефти в Венесуэле на конец 2025 года составили 303 миллиарда баррелей. На долю Венесуэлы приходится 19% мировых доказанных запасов.
Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве России в беседе с корреспондентом «СП» дал свой прогноз о реакции мировых рынков на события в Венесуэле.
«СП»: Как атака американцев на Венесуэлу и последующий захват Мадуро отразятся на нефтяных ценах?
— Надо будет смотреть прежде всего на заявления Трампа, как он будет интерпретировать события. Их устраивают люди, к которым перейдет власть? Будет ли Америка добиваться выборов? Сохранится ли до выборов, если они состоятся, давление на Венесуэлу? От этого и будет зависеть, куда качнется цена на нефть: чуть вверх или вниз. Рынок ждет.
«СП»: Рынок ждет снятия или продления блокады?
— Да. Если блокада нефтяного экспорта будет сохраняться, цена немного подрастет. Венесуэла хоть и обладает крупнейшими запасами нефти, но добыча у нее не самая большая. На протяжении ряда лет у них было снижение добычи.
Президент Чавес, а потом сменивший его Мадуро много денег, заработанных на нефти, изымали и направляли в расходную часть бюджета. В итоге у нефтяников не оставалось денег ни на ремонт, ни на новые проекты. Добыча снизилась к началу 2025 года до 900 тысяч баррелей в сутки. Это немного. Экспортируют они и вовсе 500−600 тысяч баррелей. Это не так чувствительно для мирового рынка. ОПЕК+ в 2025 году увеличила квоты на 2,9 миллиона баррелей.
«СП»: А если американцы говорят, что победили и блокаду снимают…
— Это приведет к смягчению санкций в отношении Венесуэлы. Туда придут американские компании и нарастят добычу. Соответственно, цены начнут быстро снижаться. Хотя тут тоже нужна осторожность.
«СП»: Осторожность какого рода?
— В Венесуэле высоковязкая тяжелая сернистая нефть. У нее высокая себестоимость добычи. Если после снятия санкций цена нефти опустится до 55 долларов, инвестировать в восстановление добычи в Венесуэле американские компании торопиться не будут. Им важно получить доли в проектах, утвердиться на ресурсной базе. Они могут восстановить добычу на уровне 900 тысяч баррелей, может быть, еще немного нарастят. Но чтобы дойти до показателя 3−4 миллиона баррелей в сутки, потребуется время и инвестиции. Чем дешевле нефть, тем больше потребуется времени. Компании будут выжидать и немного инвестировать.
«СП»: Для России такая ситуация будет в плюс или в минус?
— Для нас это будет негативно. Цены могут упасть. Важно еще и то, что Венесуэла — участник ОПЕК и ОПЕК+. Но эта страна не облагается квотами. Раз они под санкциями, им позволено добывать, сколько смогут. Как Ирану и Ливии. Если же Венесуэла станет наращивать объем добычи, ОПЕК предложит установить квоты. Если этого не сделать, другие участники ОПЕК могут тоже нарушить квоты. В итоге ОПЕК+ может развалиться. Для России есть риски при таком сценарии.
«СП»: По итогам 2 января, первого торгового дня 2026 года, было небольшое снижение цен на нефть, в том числе на российскую.
— Сейчас не автомобильный сезон. Потребление небольшое. Объемы, которые вышли на рынок в 2025 году, их рынок уже переварил. Цены держатся на низком уровне. А история с Венесуэлой может толкнуть их еще ниже. Но ждем все-таки американской позиции о судьбе Венесуэлы.
«СП»: А этот процесс может затянуться?
— Да. Но так или иначе ждем американских сигналов. Трамп или объявит победу, или продолжит блокаду Венесуэлы.
Допустим, будет прецедент, что танкер вышел, а американцы его захватили, это будет свидетельством, что блокада продолжается.
Тем временем госсекретарь США Марко Рубио уже сообщил: «Никаких дальнейших действий в Венесуэле не ожидается».
Значит, ситуация клонится ко второму из вышеописанных сценарию, по которому цены на нефть будут снижаться.
Стоит напомнить, флагманский сорт российской нефти Urals упал в цене в декабре 2025 года до 34 долларов за баррель, с учетом скидки к марке Brent стоимость «бочки» опустилась до 27 долларов за баррель.
Как отмечает РИА «Новости», начало 2026 года ожидается рекордным по дефициту бюджета. Доходы российского бюджета по налогу на добычу нефти (НДПИ) в январе могут составить всего 380 миллиардов рублей против 840 миллиардов рублей годом ранее, таковы данные приводит Reuters.
Сказываются также удары Украины по российским нефтяным танкерам. Эти атаки подняли стоимость фрахта танкеров для перевозки российской нефти, страхования и других услуг. Плюс еще налицо глобальный тренд снижения цен на нефть.
Как известно, Россия активно сотрудничала с Венесуэлой. И российский МИД уже сделал жесткое заявление.
Россия призывает власти США «незамедлительно внести ясность в ситуацию» с задержанием президента Венесуэлы Николаса Мадуро и его жены.
По сути, американцы поставили весь мир перед фактом. Они решили провести операцию по устранению Мадуро — и они ее провели.
Можно соглашаться или нет с обвинениями в адрес Мадуро, но по факту контроль за нефтью Венесуэлы перейдет теперь, похоже, в руки компаний США. Видимо, это и было главной целью ракетно-вертолетной атаки на Каракас.