Насколько опасно для нашей страны вступление Финляндии в НАТО?
Угроза вступления в Финляндии в НАТО из абстракции становится реальностью. Согласно опросам общественного мнения 64% финнов поддерживают присоединение к альянсу. Премьер-министр Суоми, Санна Марин сказала, что ее страна готова войти в НАТО, если этого потребуют соображение безопасности. Из штаб-квартиры Северо-Атлантического блока слышные заявления, что Финляндия будет принята в альянс в течение считанных месяцев.
Не стоит недооценивать угрозу подобной перспективы. За мирные советские десятилетия, мы привыкли, что страна тысячи озер это «наш капиталистический союзник», финские холодильники и толпы пьяных туристов, скупающих в магазинах все подряд: от водки до консервированной морской капусты. После 1991 года в Финляндию устремились тысячи петербуржцев, желавших «обкатать» финскую шенгенскую визу и сделать покупки в магазинах приграничных финских городов.
Но в развитие многолетних дружеских связей вмешалась политика. Еще в 2019 году под давлением Евросоюза Хельсинки ужесточили выдачу виз гражданам России. Туристический поток между странами сократился на 93%. Если перефразировать знаменитый мем про «Бомбежку Воронежа», можно сказать, что финские власти по полной программе отбомбились по Лапперанте и Иматре. Для жителей приграничных городов, прекращение российского туризма означало разорение, но что значат интересы простых граждан на фоне большой брюссельской политики?
Сегодня финское государство и общество готово к еще более серьезной конфронтации с Россией, невзирая ни на какие политические и экономические издержки. Российское правительство уже заявило, что Финляндия заплатит большую цену за присоединение к западному блоку. Но что означает вступление этой скандинавской страны в Северно- Атлантический блок для России?
Еще в XVIII веке Григорий Потёмкин предлагал Екатерине II выселить всех финских жителей Карельского перешейка в Новороссию, а имеющиеся там города и поселения срыть, обратив данную местность в непроходимую глушь. Этот шаг политик аргументировал огромными расходами, которые русская казна несет по обороне северных подступов к Петербургу. Стоит напомнить, что и после Полтавы, Швеция в течение XVIII века дважды пыталась взять реванш за свое поражение, и появление вражеских войск под Выборгом и Кронштадтом не было гипотетической угрозой.
После Русско-шведской войны 1808−1809 годов Финляндия более чем на сто лет оказалась под скипетром Романовых. Но даже в это время русские власти опасались, что вражеские войска могут высадиться в этой стране и двинуться маршем на столицу Империи. Во время Крымской войны англо-французский силы неоднократно атаковали финское побережье. В начале Первой мировой войны командование российского военно-морского флота опасалось вступления в войну Швеции на стороне кайзеровской Германии и даже серьезно планировало нанесения превентивного удара по шведским кораблям.
После революции и краха Российской империи угроза с севера из абстракции стала реальностью. Предоставляя Финляндии независимость большевики возлагали большие надежды на финский пролетариат, который был настроен про-советски и фактически контролировал промышленно развитый юг страны. Но в события вмешался внешней фактор. 3 апреля 1918 года на полуострове Ханко был высажен германский Остзейский корпус, который победным маршем и двинулся на Хельсинки и обеспечил победу финской Белой гвардии. Сторонники красных подверглись жесточайшим репрессиям. Тысячи людей бежали в Советскую России. Вместо Красной Финляндии в 40 километрах от Петрограда возникло ультра-правое государство, мечтавшее об Империи от Балтийского до Белого моря.
В условиях, когда Советская Россия была слаба и со всех сторон окружена врагами, даже Финляндия представляла серьезную угрозу. Власти в Хельсинки всеми силами поощряли мятежи и восстания карельского населения на сопредельных территориях РСФСР. В 1919 году при поддержке Финляндии всего лишь в нескольких десятка километров к северу от Петрограда, возникла так называемая «Республика Северная Ингрия». В Карелии, последние про-финские выступления были подавлены только в 1922 году. До 1939 года огромная советско-финская граница рассматривалась как один из самых уязвимых рубежей Советского Союза, через который в страну проникали контрабандисты и террористы. Именно из Финляндии пришла группа белоэмигрантов, которые совершили последний террористический акт Белого движения — взрыв 7 июня 1927 года в партийном клубе в Ленинграде.
Но стратегическую угрозу советским границам представляли не диверсанты, не карельские сепаратисты и даже не финская армия. Уже в мае 1918 году стало понятно, что Финляндия может стать идеальным плацдармом для размещение сил одной из великих держав, планирующих атаковать Красную Россию. Поддерживавшие белых финнов немецкие войска, подошли к форту Ино, прикрывающему северные подступы к Петрограду. Не имея возможности к сопротивлению советские войска взорвали укрепления и отступили. Путь на северную столицу был открыт и лишь дипломаты смогли остановить дальнейшее продвижение кайзеровских войск.
Спустя год, 19 августа 1919 году английские торпедные катера и самолеты базировавшиеся в финском городке Терриоки (нынешний Зеленогорск) атаковали Кронштадт. Хотя почти все британские суда были уничтожены или повреждены, из строя вышло три крупных корабля Красного флота: линкоры «Петропавловск» и «Андрей Первозванный», а также старый крейсер «Память Азова». Это событие получило название «Кронштадтская побудка» или «Балтийский Перл-Харбор».
События 1918−1919 года стали суровым уроком для Советского правительства. Стоит напомнить, что Петроград-Ленинград тогда был важнейшим научным и промышленным центром страны. По Тартускому миру 1920 году граница с Финляндией проходила по реке Сестра, всего в 40 километрах от Дворцовой площади. Легко можно было представить ситуацию, что враждебная СССР держава высадит свои войска в непосредственной близости от Ленинграда, причем даже северные кварталы города, могли оказаться в зоне досягаемости неприятельской артиллерии и авиации.
С конца 1920-хх годов на Карельском перешейке началось строительство Карельского укрепрайона. Его оборонительные сооружения были гораздо сильнее фортов знаменитой «Линии Маннергейма», однако возводились они не только для защиты от финской армии, но и с учетом возможного появления под Ленинградом более сильного врага. В дальнейшем эта позиции сыграла свою роль в Великой Отечественной войне. Финны так и не смогли прорвать укрепления Карльского УРа.
В 1939 году на Московских переговорах между СССР и Финляндией, советская сторона напомнила Хельсинки о событиях 1919 года, в качестве одного из аргументов в пользу переноса границы к северу. Как известно финны отклонили требования Кремля, что привело к началу Зимней войны, закончившейся переносом границы к северу, за Выборг.
Проигранная компания не стала для Финляндии уроком. Желая взять реванш, власти Суоми пошли на союз с Третьим Рейхом. В страну были переброшены немецкие воинские контингенты, которые начали действовать уже 21 июня 1941 года. Семь немецких минных заградителей установили мины в Финском заливе, а спустя несколько часов, нацистские самолеты поднялись с финских аэродромов и взяли курс на Кронштадт, чтобы заминировать фарватер. Еще долгие три года части вермахта действовали с территории Финляндии против Советского Союза и лишь наступление Красной Армии летом 1944 года поставило точку в истории финско-нацистского союза.
Поражение во Второй мировой войны стало суровым уроком для финской верхушки. С утопиями о «Великой Финляндии» пришлось распрощаться — и страна встала на путь процветания. Из нищего государства, откуда люди бежали кто в Америку, а кто нелегально через Ладожское озеро в СССР, Финляндия стала одной из самых богатых стран Европы. Во многом этот успех стал результатом дружбы с Советским Союзом, который открыл свой необъятный рынок для финских товаров. Но теперь этому многолетнему сотрудничеству пришел конец.
Отношения между двумя странами вернулись к состоянию столетней давность. Финляндия готовится снова стать плацдармом для нападения на Россию. Корабли НАТО базирующиеся в эстонских и финских портах способны легко блокировать Финских залив. С аэродромов в Северной Карелии самолеты альянса могут легко достичь Петербурга за считанные минуты. Граница с Россией, проходящая через тысячи километров лесов и болот, чрезвычайно удобна для просачивания групп диверсантов.
Конечно, хочется верить, что дипломатия сможет удержать финское руководство от ложных шагов, но в создавшейся ситуации шанс предотвратить присоединение Финляндии к НАТО крайне невелик. И возможно Карельский перешеек из любимого места дачного отдыха петербуржцев на долгие годы снова станет прифронтовой зоной, коей он являлся на протяжении сотен лет.