13.5 C
Москва
Четверг, 16 мая, 2024

Россия может легко взять Финляндию за Сайменское «горло» — но пока воздерживается

ТОП ЗА НЕДЕЛЮ

Откровенно недружественное поведение бывших «добрых соседей» требует жестких ответов, и они их дождутся

Что только не придумывают в Финляндии, чтобы подгадить России в попытках укротить её и тем самым заставить подчиняться, как они сами, Вашингтону. Между нашими странами уже не летают самолеты, не ходят поезда — та сторона закрыла границу. Она же обрубила наработанные десятилетиями экономические связи. Даже Ленина отменила, на которого молилась еще недавно. А русские по-прежнему неукротимы и в шестерки к американцам идти не хотят.

В середине апреля ввели очередной запрет — на водные прогулки по Сайменскому каналу. В одностороннем порядке и «на неопределенный срок». Пролегает этот прогулочный маршрут через морские пункты пропуска на островах Хаапасаари и Сантио (ближайшие к нашей границе). Пользовался он немалой популярностью у туристов как обеих соседствующих стран, так и центральной Европы. Да, соглашаются в Хельсинки, потеряем немалую часть бюджетного дохода, но и Россия понесет ущерб. Самоубийственная логика!

Кто не в курсе, Сайменский канал соединяет финское озеро Сайма (а это целая система озер, занимающая огромную площадь самой населенной части Финляндии) и наш Выборгский залив. Построен был на средства Российской империи по инициативе царя Николая Первого. Открыт для судоходства в 1856 году. В 1960-е его реконструировали. Преимущественно опять же на наши деньги.

Его общая протяжённость с морским фарватером — 57,3 км. Из них 23,3 км принадлежат «финникам». Ещё 19,6 км плюс прилегающую земную твердь они арендуют у нас с 60-х годов. Срок аренды — до 2063 г. На сто лет расщедрилась советская власть — так доверяла добрым соседям!

Заключался договор аренды между СССР и Финляндской Республикой на условиях, очень выгодных для Суоми. С ежегодной платой из двух частей: постоянной и переменной, которая целиком зависела от успеха навигации. Подано всё было как компенсация за утрату чухонцами в 1940-х территорий Северной и Южной Карелии, которые они считают «родными». Хотя, согласно историческим данным, основу жителей там исстари составляли и составляют близкие славянам карелы.

Поистине, царский подарок! И всё это ради «будущих добрососедских отношений».

Дальше известно: распад СССР, о наших подарках, льготах, авансах тут же забыто. Как и с «дружбой на века». В друзьях (и начальниках) у финнов теперь исключительно англосаксы. И — НАТО.

— Нелепость какая-то, граничащая с глупостью, — закрыть водный маршрут на Сайме, — ответил из Хельсинки на просьбу «СП» прокомментировать ситуацию финский правозащитник Йохан Бекман.

— Морской порт там уже с месяц как не работает. Много людей осталось из-за этого без заработка. И попасть в страны Прибалтики теперь станет и сложнее, и дороже. А там у многих моих земляков свой бизнес.

Беда в том, что наша власть несвободна. Не она принимает теперь решения. Зачем ей думать, если есть НАТО! Все запреты по отношению к России — это часть плана Альянса по масштабной военной подготовке к вооруженному конфликту с Москвой. Там всё затеяли вместе с Вашингтоном, поставив перед Финляндией задачу разорвать все отношения с РФ. Она их и разрывает.

Читайте также:  5 выстрелов в упор: Премьер Словакии Фицо ранен. Виктору Орбану, Александру Вучичу — усилить охрану

«СП»: За сомнительную «инициативу» с Сайменским каналом Россия ведь может и ответить — отменив его аренду и тем самым закрыв для Финляндии!

— Если Кремль пойдет на отмену договора аренды, то это станет большой проблемой для моей страны. Все нормальные люди это понимают.

«СП»: Что говорят по данному поводу ваши земляки?

 — Чтобы они не сказали, это давно не интересно нашему правительству. Ему все равно, кто и что из нас думает. Потому люди уже давно ничего не говорят. Они сосредоточены сейчас на выживании. В условиях тотального роста цен буквально на всё жить очень тяжело. Получается, наказали сами себя.

Свое мнение у нашего эксперта Дмитрия Солонникова, директора Института современного государственного развития.

«СП»: Сайменский канал — один из важнейших водных путей для Финляндии. А для нас?

— Для нас он важен в основном тем, что дает доходы в казну государства, — ответил Дмитрий Владимирович. — Точнее, давал. Потому что сейчас мы вообще никаких денег не получаем из-за санкций. В том числе и за аренду.

«СП»: До этого Суоми ежегодно переводила РФ свыше одного миллиона долларов — это только за аренду, не считая «навигационных» выплат. Сумма, согласитесь, совсем не лишняя для нашей страны в нынешней геополитической ситуации!

— Вопрос в том, была ли от Хельсинки предоплата в 2021—2022 годах? Или, может быть, они оплатили за десять лет вперед? Информации об этом в публичном поле нет. Как и о самом договоре между нашими странами. Кроме того, что в 2010 году он был пролонгирован.

«СП»: Вы говорите, что России он ничего не дает. А как же перевозки? По февральским, 2022 года данным, ежегодно в обе стороны по Сайменскому каналу перевозилось по 1,5 млн. тонн грузов.

 — У России, в отличие от Финляндии, есть Выборгский залив. Из него — выход в Финский залив и дальше в Балтику. Так что, в отличие от бывших друзей, мы легко можем обойтись без этого канала. Поэтому, считаю, его нужно закрыть. Давно нужно было это сделать. Может, образумились бы соседи.

А теперь они — члены Альянса. Натовские войска с попустительства финнов у нашей границы, натовское оружие направлено против нашей страны. С чего вдруг мы должны продолжать им помогать хоть в чем-то? Тем более в логистике. Всё, хватит играть с ними в дружбу. Им поставлена задача разорвать все отношения с РФ они и разрывают. Их проблемы.

«СП»: Есть хоть какие-то перспективы на восстановление нормальных отношений с Суоми — понятно, не сегодня, но, возможно, завтра или послезавтра?

 — В ближайшее время отношений никаких не будет. Потому что мы должны сначала победить в СВО. И понимать, что после завершения спецоперации будут выстраиваться новые отношения — с Финляндией, с Европой, в целом с миром. Поэтому обсуждать сейчас каких-либо перспектив не вижу смысла. Победим — обсудим.

НОВОЕ НА САЙТЕ

Яндекс.Метрика