У нашей страны есть много возможностей в плане контрсанкций, было бы желание
Очередной виток противостояния России с Западом, включивший в себя знаменитые мидовские требования гарантий безопасности и ответные стенания о «российском вторжении на Украину» из каждого «утюга», кончился, как всегда, обострением в Донбассе. Хотя вторгаться якобы должна была Россия, но свои дома вынуждены покидать многострадальные жители ДНР и ЛНР, а у нашего руководства заботы в данной ситуации о главном — как бы соотечественники не повалили не в тот край, в Краснодарский, например, а там ведь у нас внутренний туризм.
Между тем, заботиться руководству нужно о другом. Президент США Джо Байден еще 16 февраля, то есть, в день одного из планируемых на Западе российских вторжений, обратился к народу России. Вроде бы, это должен делать президент самой России, а у лидеров других стран имеются иные каналы связи, дипломатические контакты и процедуры. Но Джо Байден предпочел напрямую призвать россиян не бояться США, НАТО или Украины. «Мы не угрожаем россиянам и не хотим дестабилизации в России. Обращаюсь к гражданам России — вы не наши враги», — сказал президент США, добавив, что «цель США — не Украина, а демократия во всем мире». Ну как обычно.
Известный экономист, заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по экономической политике Михаил Делягин отреагировал на это обращение так: «Крайне существенно заявление Байдена о том, что цель США — не Украина, а демократия во всем мире. При всей ритуальности этого религиозного для либералов посыла применительно к конкретной ситуации он означает прямое заявление о намерении уничтожить законные власти РФ, объявленные США (в отличие от бывших марионеточных режимов Афганистана, Ирака и нынешнего Украины) недемократическими».
В самом деле, такое обращение Байдена к россиянам не только напоминает агитацию времен Великой отечественной войны («сдавайся, Рус!»), но и вызывает прямую аналогию с «арабской весной». «Российские власти не признаются Западом демократическими. Значит, с точки зрения установления демократии российские власти должны быть уничтожены. Как они должны быть уничтожены, товарищ Байден очень четко дал понять, обращаясь к народу России, через головы властей Российской Федерации. Такое в дипломатии делается, когда нужно активизировать народ на снос неугодных властей, пусть даже тысячу раз законных. Это прямые, явные намерения США», — отмечал Делягин в эфире программы «60 минут».
И эти намерения, к сожалению, получают явное подтверждение в виде украинской стрельбы по Донбассу.
Что же в данной непростой ситуации делать российской власти? Еще более грозно требовать от НАТО не расширяться, переходить на уровне главных дипломатов с выражений типа «пацан сказал — пацан сделал» на нечто более суровое, познакомить западный мир с русским матом? Все это очевидно не работает или вызывает обратный эффект. Вот признание ДНР и ЛНР — это ход, но и за него, как кажется по итогам встречи с Эммануэлем Макроном, уже многократно извинились.
Неужели Россия не может отвечать иначе? Россия, занимающая лидирующие позиции на ключевых товарных рынках, например, природного газа, нефти, удобрений, угля, никеля, черных металлов. Из года в год наша страна лидирует по экспорту пшеницы. Неслучайно западные санкции не затрагивают поставки сырья, ведь стрелять себе по ногам там никто не собирается.
«Россия, как часть мировой экономики имеет вполне конкретные рычаги влияния на ситуацию на Западе: поставки энергоносителей, зерна, металлов… В конце концов, российский киберпотенциал никто не отменял, можно ввести ограничения на „утечку мозгов“. Я могу продолжать и продолжать: это будет больно для западных „демократий“, надо понимать. И это, кстати, понимают здравые акторы и эксперты на Западе, регулярно предупреждающие своих политиков от опасности эскалации. Думаю, что в нынешних условиях России пора переходить от предупреждений и озабоченностей к активным действиям: ответные масштабные санкции, ограничения для инициаторов санкций против нас, остановка поставок топлива и ГСМ Украине и другие вещи, которые приведут в чувство тех, кто пытается управлять процессами, изображая надменных дембожков», — писал в Фейсбуке генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
Если Россия использует эти экономические рычаги, то США и Европа почувствуют реальное значение понятия «адские санкции». Мировая экономика просто рухнет.
«Мы можем нашу продажу сырья перевести из долларов в другие валюты, скажем, в прекрасный швейцарский франк, который всех устраивает и который очень надежный. А можно в валюту других стран, посмотреть, кто больше предложит. Можем котировать сырье в этих валютах. Просто обсуждение этой темы уже крайне болезненно для американцев», — отмечал Михаил Делягин.
Но проблема в том, что таких ответов боятся не только западные страны. Еще больше это не по вкусу олигархическим кланам, выкачивающим деньги из России и переводящим их, собственно, в том же западном направлении.
«На самом деле наши контрдействия, в том числе и в экономическом смысле, могли бы быть более жесткими. И в ряде случаев такое впечатление, что это связано с тем, что просто не хотят затрагивать интересы каких-то, скажем так, оффшорных групп нашей элиты некоторых. Эти элиты имеют возможность лоббировать свои интересы, видимо, в том числе и на уровне принятия геополитических решений. То есть они кому-то там объясняют, экспертное мнение чье-то настраивают, что вот, мол, это нельзя делать, надо быть очень осторожными, аккуратными. А в реальности за этим ничего, кроме групповых, а иногда личных интересов, может быть, даже и не стоит», — отмечал в интервью «КП» политолог Сергей Михеев.
Согласно его же выражению, жизнь этой оффшорной элиты на два дома или две семьи остается одной из главных наших проблем. И с этим нужно разбираться так же, как и с обращениями Байдена к народу России и бомбежками Донбасса.
Или оставаться в «секте свидетелей Минских соглашений» до явно не победного, и, судя по всему, достаточно близкого конца.