Пророссийски настроенные действующие лидеры Венгрии и Сербии остались у власти
В минувшие выходные состоялись выборы в двух европейских государствах, с которыми у России, несмотря на волну захлестнувшей континент русофобии, сохраняются здоровые отношения — в Венгрии и Сербии. Убедительную победу в результате голосования праздновали действующие руководители и их партии.
В Сербии нынешний президент Александр Вучич получил 58,59% голосов и подтвердил свои полномочия уже в первом туре. На втором месте — прозападно настроенный бывший начальник сербского генштаба Здравко Понош, получивший 18,32%. На досрочных парламентских выборах (предыдущие выборы 2020 года многие оппозиционные партии бойкотировали и ОБСЕ признала их проведенными по «минимальным демократическим стандартам») победу одержал возглавляемый Вучичем блок «Вместе мы можем все», набравший 42,9%, на втором месте оппозиционная коалиция «Объединенные для победы Сербии», получившая 13,6%. Замкнул тройку лидеров союзный президенту страны блок коммунистов и социалистов во главе с лидером Соцпартии Ивицей Дачичем, набравший 11,5%. Всего в парламент попали семь политических объединений — для этого требовалось преодолеть трехпроцентный избирательный барьер.
Победитель сербских выборов Александр Вучич уже заявил, что его страна будет стремиться сохранить партнерские и дружеские отношения с Россией.
Что касается венгерских выборов, то на них победу одержала правящая в этом государстве Христианско-демократическая народная партия во главе с премьер-министром Виктором Орбаном. Она получила 135 мест в парламенте из 199. На втором месте оппозиционная коалиция во главе с Петером Марки-Заем, получившая 56 мест. Она признала свое поражение еще до обработки бюллетеней. Семь мест в парламенте получит правая партия «Наша родина» и одно — Немецкий национальный список. Интересно, что поддержка партии Орбана значительно выросла с началом российской военной операции на Украине — еще в январе-феврале опросы показывали, что у оппозиционеров есть шансы на успех. После победы Орбан назвал своих главных политических противников на международной арене — это президент Украины Владимир Зеленский, ведущие международные масс-медиа, бюрократия ЕС и Джордж Сорос.
Политолог, ведущий эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ) Олег Неменский находит результаты голосования в Венгрии вполне закономерными.
— В последние дни там мало кто сомневался в победе Орбана и его партии. Хотя оппозиция приложила большие усилия, чтобы поколебать его лидерство, одолеть его и объединила усилия, но это не помогло.
«СП»: — Эта победа была обусловлена грамотной пиар-компаний, или его политика отвечает запросам населения страны?
— Конечно, отчасти сыграла свою роль хорошо продуманная избирательная кампания. Не стоит забывать, что Орбан достаточно опытный, искушенный политик. Он умеет вести агитацию. Но в значительной степени здесь сыграли роль общественные настроения, в которых отражаются усталость и раздражение от навязываемых Западом ценностных ориентиров, а также финансово-экономической политики. Все это привело к соответствующим результатам на выборах. В Венгрии есть понимание, что в мире происходят серьезные геополитические сдвиги, имеется запрос на перемены, которые бы обеспечили стране активное развитие. Вот главные составляющие победы партии Орбана.
«СП»: — Насколько сыграла свою роль условная пророссийская ориентация венгерского лидера?
— Сказать, что Орбан придерживается пророссийской линии, нельзя — он просто прагматично настроенный политик. Будапешт в отношениях с Россией надеется выстроить свою собственную линию, которая ему выгодна. Здесь понимают, что нормальные отношения с Россией полезны для Венгрии, в то время как прозападный курс этому способствовать не будет, поэтому отвергают его. В этом, кстати, разница между Венгрией и Польшей, где тоже у власти правые политики, но те решили взять курс на разрыв отношений и углубление двусторонних противоречий.
«СП»: — Нашим странам такой прагматизм выгоден.
— Конечно. Можно не сомневаться, что Венгрия будет использовать свои особые отношения с Москвой на фоне других европейских стран, извлекая экономическую выгоду, в том числе в газовой отрасли. Ее особый статус укрепится, несмотря на политические издержки от такой позиции. Здесь могут быть самые разные варианты и формы нашего сотрудничества. Неиспорченные российско-венгерские отношения — несомненно, позитивный момент для обеих сторон.
Что касается итогов сербских выборов, то и они, как считает балканист, директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко, объяснимы положением в стране.
— Сербская экономика на сегодняшний день — пожалуй, самая быстро растущая в Европе. Причем рост наблюдается на протяжении долгого времени и твердо ассоциируется с правящей партией Александра Вучича. В Сербию охотно инвестируют Китай, арабские страны, Россия, Европа. Все это результат той политики создания мостов между различными центрами силы, которой придерживается нынешняя власть. Избиратели это видят, понимают и отдают голоса за правящую партию.
«СП»: — Украинские события как-то повлияли на результаты выборов?
— Конечно. На этой волне в парламент также прошли некоторые небольшие правые партии, о чем, кстати, сказал Александр Вучич. Среди них — блок Национально-демократическая альтернатива (НАДА) во главе с Милошем Йовановичем, правый блок «Двери-ПОКС» и партия «Заветники». Как известно, в Сербии были многочисленные митинги в поддержку России, а некоторые партии даже использовали портреты Путина в избирательной кампании.
«СП»: — Что результаты выборов означают для Сербии и ее народа?
— Это значит, что она остается страной, сохраняющей тесные связи и нормальные отношения с различными странами, подчас конфликтующими друг с другом. Кстати, Сербия сохраняет право на авиаперелеты в Россию на фоне нынешних запретов, что делает ее положение особенно привлекательным. Это для страны такое окно возможностей.
«СП»: — России тоже такая линия выгодна?
— Мы же получаем наличие в Сербии руководства, не солидаризировавшегося с западными санкциями и отвергающего русофобский курс. Наш бизнес в Сербии получит необходимые возможности, что является позитивным моментом. Сербия сохранит этот умеренно пророссийский курс. При этом нам следует учитывать, насколько нелегко приходится сербскому лидеру и тоже не требовать от него слишком многого. Можно не сомневаться, что в будущем такое уникальное положение Сербии сыграет для нас позитивную роль.