Америка мечтает сделать из «незалежной» новый Ирак и Афганистан
Глава министерства обороны США Ллойд Остин выступил перед депутатами Палаты представителей и огласил по-настоящему сенсационную новость. Оказывается, администрация президента Джозефа Байдена рассматривает вопрос о дистанционном обучении украинских военных на случай полного взятия территории Украины под контроль России.
Заявление, что важно, прозвучало практически сразу после экстренной речи Байдена, посвященных новым антироссийским санкциям. Президент США долго и убедительно говорил, как Вашингтон будет помогать Украине, выступает за ее территориальную целостность. Но получилось, что судьба единой и развитой Украины США совершенно не волнует. Изначальный план был совершенно другой.
Проще говоря, Вашингтон всерьез рассматривает вариант, при котором обученные американскими инструкторами отряды партизан в «незалежной» будут вести против РФ долгую и изнурительную борьбу. Собственно, на Украине планируется повторить сценарий Афганистана, Ливии или Сирии, когда поддержанные янки формирования в итоге приводили страну к хаосу. Увидеть подобное на границе с Россией, по всей видимости, новая мечта Штатов.
О том, что план обсуждается всерьез, говорит и тот факт, что ранее в США шли ожесточенные дискуссии по поводу оказания реальной военной помощи Украине. Сейчас представители Пентагона говорят, что сделать это после вхождения российских войск проблематично. А значит, реальна только бесконечная партизанская война.
Главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Андрей Володин убежден, что в нынешней ситуации план Белого дома несостоятелен:
— Такой план вообще не может быть реализован. На это есть несколько причин. Сейчас сложилась ситуация, при которой Америка фактически ведет войну на трех фронтах.
Для иллюстрации позволю исторический пример. Вначале генеральный штаб Пруссии, а потом генштаб Германии очень боялся войны на два фронта. Там сидели образованные люди, которые хорошо знали опыт Наполеона. С одной стороны он был скован Испанией, так называемой Герильей — и это помешало ему добиться большого успеха в России. Тезис, конечно, весьма спорный. Но так или иначе, Германия в Первую и Вторую мировые войны игру на два фронта не выдержала.
«СП»: — И в чем историческая аналогия применительно к современным США?
— У США ситуация еще сложнее. Во-первых, янки втянулись в противостояние с Россией. Во-вторых, они противодействуют Китаю. И многие в Америке опасаются, что украинский кризис развяжет руки КНР в Тайваньском проливе. Такие опасения конечно абсурд, но они существуют. Хотя Китай — ответственная страна и никаких резких движений делать не будет.
«СП»: — А где третий фронт для Америки?
— Это внутренняя ситуация. Во-первых, неизвестно, какие будут результаты выборов в палату представителей 2022 года. Есть и общий паралич Демократической партии. Да и пора признать, что сейчас в Америке фактически существует двоевластие, наподобие того, что существовало в России в период с Февральской до Октябрьской революциями. Есть официальный центр власти, очень спорный, так как более половины американцев результаты выборов не признает. И есть альтернативный центр во главе с 45-м президентом Дональдом Трампом.
Так что воевать на три фронта вряд ли Америка сможет. Хотя какие-то частные неприятности США нам смогут причинить. Но и тут есть интересная проблема, состоящая в разнице между регионами Украины. Есть промышленно развитый Юго-Восток, а есть бедные западные области — по своей цивилизационной культуре регионы разные.
«СП»: — В чем проявляется паралич Демократической партии, в чем она проявляется?
— Демпартия действительно в целом парализована. Но они запустили миграционный кризис, с которым не могут совладать. Есть высокая инфляция, которую пока никак не остановить. Еще и огромный госдолг, который превысил $30 трлн., что почти полтора годовых ВВП. В-четвертых, США всё больше пугают окружающий мир непонятной позицией и слабостью администрации. Трамп под некомпетентностью подразумевает непрофессионализм, неясная социальная политика и противоречивая внешняя.
Так что у США сейчас нет просто сил выполнить сложный план на Украине.