В Киеве решили не выполнять Минские соглашения любым способом
В Донбассе новое резкое обострение. В ЛНР заявили, что оно связано с недавним приездом президента Украины Владимира Зеленского — тот действительно приезжал на фронт, причём на катере по Азовскому морю. Украина готовится к морскому десанту? Если предположить, что ВСУ западные инструкторы достаточно подготовили к ведению боя в любых условиях, значит, можно ожидать полномасштабного наступления.
При этом сам Зеленский говорит о возможности проведения референдума по Минским соглашениям, которые Киев открыто называют невыполнимыми. По словам министра по вопросам реинтеграции «временно оккупированных территорий» Ирины Верещук, он допустил такую возможность, если не останется других вариантов и других инструментов. Как это сочетается со столь резким обострением?
Интересно, что заявления и визит состоялись аккурат через день после анонсированного Западом «вторжения» России. Сроки вышли, Россия на войну не явилась. Значит, надо её притащить за шкирку? Так рассуждают авторы этой кровавой пьесы?
— Несмотря на обострение на Донбассе, пока о возможном вмешательстве России говорить преждевременно, — уверен руководитель проекта «Открытая аналитика» Роман Травин.
— Подобное происходило неоднократно ранее. Сейчас общее положение дел в мировой политике, конечно, заставляет обращать особое внимание на такие события и вызывает беспокойство. Понятно, что вспыхнуть всё может от любой искры. Россия, тем не менее, сегодня действительно всячески стремится уклониться от военного решения конфликта. Об этом говорит целый ряд факторов, в том числе информационная повестка внутри страны. Но я не согласен и с точкой зрения, что Россию прямо «тащат за шкирку на войну». Если бы хотели, то давно предприняли бы действия, на которые Москва не смогла бы не ответить, и успешно «притащили» бы.
«СП»: — Зачем Зеленский сам поехал в Донбасс? Для поднятия духа?
— Понятно, что это пиар-акция. Как и придуманный на коленке День единения в день анонсированного Западом вторжения. Если бы на Украине воспринимали вторжение всерьёз, занимались бы не пением гимнов и разворачиванием флагов.
«СП»: — В Луганске связали обострение ситуации в Донбассе с визитом Зеленского. Действительно ли президент Украины лично отдал указания на эскалацию конфликта?
— Исключать, конечно, нельзя. Но я не думаю, что это так. Зеленский и его окружение в последнее время как могли старались сбить накал истерии вокруг вторжения. Так что было бы странно, если бы тут же буквально на следующий день они стали сами нагнетать ситуацию. Но, раз уж так всё произошло, то его поездка в Донбасс должна демонстрировать, что ситуация под контролем, кроме того, «визиты на фронт» это ещё и своего рода очередное ритуальное действие, которых сегодня на Украине очень много.
«СП»: — При этом Зеленский допустил референдум по Минским соглашениям. Как это понимать? Зеленский в западне: напасть на ЛНДР — получит «ответку» от России, отпустить их в независимость — сожрут свои олигархи или хозяева. И в этой ситуации он решил перевести стрелки, отдать решение вопроса на откуп народа? Но управление подсчетом всё равно в руках у Зеленского…
— В каком-то смысле могло бы быть так. Но тут есть очень много «но». Во-первых, согласно действующему закону, на референдум не могут быть вынесены вопросы, вступающие в противоречие с нормами Конституции. А это явно именно такой вопрос. Во-вторых, и реально имевший место в 2000 году референдум, и все попытки сбора подписей для проведения других, а таких попыток было немало, никаких реальных правовых последствий не имели. Это были исключительно политтехнологические ходы. Так что, даже если гипотетически предположить, что референдум будет, то это совершенно не значит, что его результаты будут как-то реально закреплены в правовом и политическом плане.
«СП»: — В конце концов, даже если в этот раз всё опять закончится ничем, проблему рано или поздно надо будет всё же решать. Но как? Кто сможет продвинуть свой вариант решения?
— Могут ли данные события стать началом развязки? Да, как и многие другие в нынешних условиях. Но всё же, думаю, не прямо сейчас. При этом, политическое время очень ускорилось и ситуация, замороженная в течение многих лет, меняется очень быстро. Вернуться к тому состоянию, которое было до начала обсуждения российских требований по безопасности, уже нельзя. Хотя в Москве подчеркивают, что украинский вопрос не является центральным, обойти его не получится. Кстати, в публичной реакции российской стороны на американский ответ по вопросам безопасности много внимания уделено и Украине.
На самом деле, многое уже произошло и явно произойдёт в ближайшее время. В последние дни всем, даже наиболее романтично настроенным по отношению к Западу людям на Украине стало ясно, что достаточно популярная до того идея «весь мир с нами», оказалась далека от действительности. Использовать её даже в качестве политического лозунга будет теперь затруднительно. Невиданное информационное нагнетание со стороны Запада, обескуражившее даже украинскую власть и большинство «активистов и патриотов», тоже говорит о новой реальности. До этого тема «вторжения России» использовалась очень «по-домашнему», уютно и удобно. То есть совсем ничем события последних месяцев уже точно не закончатся.
— Зеленского не зря называют «перчаточной куклой» Запада, — говорит историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
— Никакой самостоятельности у этого политика нет, поэтому никаких приказов лично он отдавать не в состоянии: все инициативы исходят от его вашингтонских хозяев. А они как раз больше остальных говорят о вторжении России, которое так упорно не хочет начинаться.
«СП»: — Народная милиция ДНР сообщила о планах ВСУ высадить морской десант на азовском побережье…
— Азовское море — вполне возможное место для организации провокаций: его акватория Россией и Украиной вынужденно объявлена общей для двух стран по причине невозможности выработать справедливый алгоритм для его раздела из-за очень сложного рельефа дна. Что же касается морского десанта, то его задача — захватить плацдарм и удержать для подхода сил, либо он может использоваться в качестве отвлекающего манёвра. В любом случае отдельно от наземной операции он не имеет смысла. Нельзя недооценивать Украину: история показывает что научиться воевать люди могут весьма легко.
«СП»: — При этом Зеленский допустил референдум по Минским соглашениям…
— Украина делает всё, чтобы отказаться выполнять взятые на себя обязательства. Не секрет, что Минские соглашения крайне непопулярны по обе стороны линии разграничения, но, увы, любое соломоново решение заключается не в том, чтобы обе конфликтующие стороны остались довольны вердиктом, а, наоборот, чтобы все остались максимально недовольными. Практика показывает, что такой вердикт реже вызывает желание оспорить его: можно ухудшить собственное положение. Именно поэтому и приходится столько лет мириться со столь худым миром, от которого за версту разит порохом.
Относительно невыполнения Киевом обязательств по Минским соглашениям: первой запросила мир потерпевшая военное поражение Украина. Да, с одной стороны действует старинное правило, гласящее что горе быть побеждённым: проиграл — выполняй всё, на что согласился. Но, с другой стороны, жажда реванша у проигравшего никуда не делась. Вот Киев и объявляет референдум по Минским соглашениям, натужно пытаясь придать отказу от их выполнения хоть какую-то видимость легитимности.
«СП»: — По-вашему, это ещё не начало развязки? Ставки слишком задраны…
— Давайте не будем спешить с прогнозами. Хотя, действительно, Украину подталкивают к тому, что принято называть «маленькой победоносной войной», которая, кстати, для Киева совсем не обязательно должна быть победоносной: поражение вполне устроит, причём даже больше победы. Потому, что на поражение можно списать очень многое. А если результатом поражения станет ещё и коллапс украинского государства, к чему его весьма серьёзно, кстати, готовят, то для Вашингтона это вдвойне прибыльно: создаётся второй Афганистан, да ещё и в самом центре Европы.
Глава Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер уверена, что эскалация конфликта происходит, по крайней мере, с ведома Зеленского.
— На линии разграничения скапливается огромное количество живой силы и техники ВСУ. Бензина подливают и западные партнёры, поставившие туда сотни тон боеприпасов и вооружения. Эскалация — не случайный процесс, а хорошо спланированный, и Зеленский — не номинальная фигура, а активный участник.
«СП»: — Зачем, по-вашему, он лично туда поехал? Ещё и на катере…
— Полагаю, это не пустая пиар-акция, а фактор, свидетельствующий о серьезности проблем, которые возникают в Донбассе. Новые обстрелы и нарастающее напряжение это подтверждают. Морская граница с зоной военных действий — это не просто линия на карте. Это Мариуполь — одна из важнейших экономических территорий, которая даёт Украине немалую часть валютных поступлений и доходов в украинский бюджет.
«СП»: — А насчёт референдума, по-вашему, это серьёзно?
— Вопрос референдума — это попытка отказа от выполнения Минских под благовидным предлогом. В течение всех последних лет украинскому народу льётся пропаганда о невыгодности для Украины Минских соглашений, о неминуемом приходе в этом случае в Верховную Раду сепаратистов и ополченцев Донбасса. Этому промыванию мозгов способствует закрытие пяти очень популярных телевизионных каналов, которые придерживались мнения о необходимости выполнения Минских договорённостей.
Естественно, в этих условиях, учитывая административный ресурс, итог этого референдума можно считать предопределенным, и Зеленский сможет заявить, что украинский народ требует пересмотреть положения Минских соглашений.
«СП»: — Всё это может привести к большой войне?
— Вероятность войны на Донбассе велика, как никогда за последние семь лет. Украинская власть находится в тупике социального и экономического кризиса, «коллективный Запад» также хочет отказать России в её требованиях восстановить принципы всеобщей безопасности, и в этой конфронтации с Россией хочет ослабить её войной с Украиной. Не зря же идет такая накачка Украины западным оружием.
Россия также не может просто бросить Донбасс и сотни тысяч российских граждан, в случае наступления украинских войск.
Думаю, ситуация в ближайшее время обострится до самой критической фазы.