-2.2 C
Москва
Понедельник, 25 ноября, 2024

Новая реальность: ЕС примет Украину и Молдову, чтобы России не достались

ТОП ЗА НЕДЕЛЮ

Брюссель предоставит Киеву и Кишиневу статус кандидатов не только ради красного словца

23 июня главы государств и правительств Евросоюза приняли решение предоставить Украине и Молдавии статус страны-кандидата на вступление в состав сообщества. В то же время, в отношении Грузии, которая также добивалась получения этого статуса, саммит ЕС всего лишь «признал ее европейскую перспективу». Брюссель готов предоставить статус кандидата Тбилиси, «как только будут решены остающиеся приоритеты».

«Исторический момент. Сегодняшний день знаменует собой решающий шаг на вашем пути к ЕС. Наше будущее вместе», — написал после заседания глава Евросовета Шарль Мишель.

Лидеры Украины и Молдавии также назвали этот момент историческим и в своих соцсетях выложили послания о европейском будущем своих стран. Впрочем, когда именно наступит это будущее пока сказать сложно, ведь статус кандидата еще не значит вступление. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен отметила, что властям Украины, Молдавии и Грузии предстоит проделать большую работу и провести важные реформы, чтобы продвинуться по пути вступления в ЕС. Само предоставление статуса она назвала самым большим символом надежды «в эти беспокойные времена».

Интересно, что до оглашения решения между кандидатами разгорелся небольшой скандал. Глава грузинского правительства Ираклий Гарибашвили заявил, что руководитель украинской фракции «Слуга народа» Давид Арахамия лично ездил в Брюссель и требовал, чтобы Тбилиси не получил статус кандидата в члены ЕС. Арахамия эти обвинения опроверг, заявив, что Киев будет максимально помогать Грузии стать частью Евросоюза, но «осадок остался».

Скорость, с которой Украина и Молдавия получили статус кандидата на вступление после подачи заявки, тоже историческая — на это ушло около четырех месяцев. Для сравнения, Северная Македония получила кандидатство только через 21 месяц (кстати, это произошло 17 лет назад, а страна в ЕС так и не вступила, как и Турция, которая ждет вступления уже 23 года). Впрочем, и удивительного тут ничего нет — президент Франции Эмманюэль Макрон прямо назвал это политическим решением и «сигналом» для России.

Чтобы сохранить статус, а затем и вступить в ЕС, Украина должна усилить борьбу с коррупцией на высшем уровне и олигархами. Киев должен проводить «активные и эффективные» расследования случаев злоупотребления положением, назначить новых руководителей Национального антикоррупционного бюро и провести ряд других реформ. В то же время, в ЕС подчеркнули, что вступление в Союз возможно только после окончания конфликта на территории Украины.

А премьер-министр Бельгии Александр де Кро в порыве откровенности и вовсе заявил, что предоставление Украине статуса кандидата в ЕС носит символический характер, присоединение потребует огромных реформ, которые займут много времени.

Удивительно, но быстрого присоединения к ЕС не ожидают даже на самой Украине. 24 июня глава офиса европейской и евроатлантической интеграции правительства Украины Наталья Форсюк сказала, что ожидаемый срок вступления Украины в Евросоюз — 2029 год.

«Раньше — маловероятно из-за того огромного объема законодательства, которое нужно принять и ввести в действие. Мы должны будем жить по европейским законам», — цитирует ее Укринформ.

По словам Форсюк, начало переговоров о подготовке к вступлению Украины в ЕС ожидается в начале следующего года.

Возможно, пока полноценное членство для Украины заменят другим механизмом, который предложил все тот же Макрон и который поддержали вчера на саммите. Речь о создании Европейского политического сообщества (ЕПС) — формата взаимодействия со странами, рассматривающими перспективу вступления в Евросоюз. Как пояснил высокопоставленный представитель ЕС, он будет заключаться в регулярных встречах на уровне лидеров, которые «создадут пространство для политических дискуссий и, следовательно, будут способствовать взаимопониманию и общей стратегической культуре».

Макрон впервые заговорил о создании ЕПС 9 мая. По его словам, оно должно быть «открытым для европейских государств, разделяющих общий набор демократических ценностей». Сотрудничество не будет зависеть от того, хотят ли страны присоединиться к ЕС, вышли из него, не собираются присоединяться к нему или связаны с ним только экономическими соглашениями.

Читайте также:  МИД ФРГ: Нетаньяху — это вам не Путин, он другой, только вздумайте его скрутить

Руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, завкафедрой международных отношений Дипломатической академии РФ Борис Шмелев считает, что несмотря на откровенно политический характер решения ЕС, Украину и Молдавию действительно могут принять через несколько лет в Евросоюз, чтобы свести к минимуму влияние России.

— Это серьезный шаг со стороны Европы в отношении Украины. На самом деле, ее шансы на вхождение в Евросоюз достаточно велики. В конце концов, те же Болгария или Румыния были приняты в ЕС, хотя не отвечали критериям. Это было политическое решение. То же самое будет в отношении Украины и Молдавии. Включение этих стран в Евросоюз означает резкое усиление геополитических позиций Запада и расширение на Восток, а также ограничение влияния России.

По сути, вхождение Украины в ЕС резко ограничит любые возможности России оказывать влияние на эту страну. Она окончательно выйдет из «русского мира», из зоны геополитического притяжения России. Даже если Украина не войдет в НАТО, это мало что меняет. Могут быть подписаны многочисленные соглашения между Украиной и США, которые приведут к тесному военно-политическому сотрудничеству.

Мне кажется, что нужно отнестись к этому решению Брюсселя серьезно. Да, все это будет не завтра, но в течение ближайших 3−5 лет Украина может быть введена в состав Евросоюза.

«СП»: — Но та же Турция имеет статус кандидата в ЕС более 20 лет, не может ли эта история повториться с Украиной?

— Это не совсем корректное сравнение. Турция — большое исламского государство, и введение его в ЕС создаст массу проблем не только политического и экономического, но и чисто культурного плана. С Украиной этого не произойдет, это родственная цивилизация.

Второй момент в том, что это решение — мощный пропагандистский жест. Запад показывает, что он вместе с Украиной, рассматривает ее, как часть себя. Это придает уверенности политическому классу Украины и решимости продолжать боевые действия.

Еще раз повторю, что это новая реальность и к ней нужно отнестись серьезно. В пропагандистском плане можно сколько угодно говорить, что это не имеет никакого значения, что никто Украину в ЕС не возьмет. Но факт остается фактом. Украина встала на путь вхождения в ЕС.

Что касается Молдавии, конечно, это тоже политический жест. Понятно, что она не соответствует критериям ЕС, но вместе с Украиной вполне может к ним приблизиться как на стадии вхождения, так и уже будучи членами союза. Последнее даже более вероятно.

Решение ЕС — это новая реальность, которая усложняет действия России в отношении Украины и геополитическое положение в мире в целом.

«СП»: — Почему же тогда Грузии не предоставили статус кандидата в члены ЕС?

— Думаю, со временем она этот статус тоже получит. Сейчас формально камнем преткновения является внутриполитическая борьба в Грузии и недостаточно решительные меры по борьбе с коррупцией. Но более важная причина в том, что в отличие от Украины и Молдавии она не граничит с ЕС. Это создает немало дополнительных проблем в отношениях, поэтому Европа проявляет большую сдержанность.

«СП»: — Что такое Европейское политическое сообщество, это какая-то замена полноценному членству в ЕС?

— Это новый механизм, который, видимо, связан с тем, что в рамках самого ЕС есть разногласия по поводу политики, в том числе в отношении Украины и Молдавии. Возможно, сегодня они уже не носят принципиального характера, но они существенны. Чтобы не обострять ситуацию в рамках ЕС и не развивать ненужную дискуссию и предложен такой формат. В нем, кстати, может участвовать та же Великобритания. С точки зрения Брюсселя это гибкая структура, которая позволяет обойти подводные камни между странами-членами ЕС.

Скорее всего, решения этой структуры не будут обязательными. Они будут носить рекомендательный характер. Но в плане развития политического сотрудничества и взаимодействия — это неплохой ход. Как все это будет работать на практике покажет время, потому что это совершенно новая ситуация и все прошлые параллели не очень здесь подходят.

НОВОЕ НА САЙТЕ

Яндекс.Метрика