«Снесли почти все крупы, с хлебом напряг, но макароны еще остались»
Милиция Луганской и Донецкой республик, продвинулась, контратакуя позиции ВСУ, только на семь километров, а жители Киева, семистами километрами западнее, уже начали покидать свой город.
На выезде из украинской столицы весь четверг — страшные пробки. И на северо-западном направлении — на Бучу-Горенку, и на западном — на Колонщину-Бузовую, и на юго-западном — на Калиновку-Глеваху. А на въезде в Киев со стороны Вышгорода — это севернее, в сторону Белоруссии, — поставили блокпост: выборочно проверяли документы, осматривали багажники машин.
Только если направляешься на восток — никаких пробок.
Та же картина в Одессе. Автомобилисты решили покинуть родной город и дружно устремились в сторону Молдавии, поэтому пробка образовалась от Разселенца до самых Маяков. А вот из Харькова те, кому надо, быстро умотали — и к вечеру 24 февраля все успокоилось. Зато потом пробка переместилась под Полтаву. Чего харьковчанам волноваться, в этом славном городе вся окружная дорога, — аккурат на востоке — так раздолбана, что закрыта на ремонт уже целый год: никакие танки не пройдут.
Член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько считает, что на запад из Киева бегут не столько уроженцы Западной Украины, сколько обычные киевляне:
— Люди опасаются, что в случае каких-либо сложностей, связанных с военным временем, они могут отказаться в городе как в западне. Они просто боятся войны, поэтому бегут в пригород и далее, по селам к бабушкам-дедушкам.
«СП»: — Может, некоторые опасаются воинского призыва и бегут от мобилизации?
— Вполне возможно. Превращаться в пушечное мясо ради миллиардов Зеленского, или кого-то еще, никому не хочется. Бегут не только жители украинской столицы и областных центров, люди звонили из маленьких городов Черниговской области, еще до начала операции и спрашивали: не уехать ли в деревню?
Даже в не крупном городе могут закончиться запасы продуктов. Если отключат электричество, то, считай, у тебя ничего нет: ни еды, ни воды, холодильник растаял, все испортилось. Могут отключить централизованное отопление, водоснабжение, канализацию. А в домике в деревне можно самому затопить печку. Если нет электричества — подошел к колодцу, набрал воды, достал из подвала картошки, сварил себе суп с консервами.
И главное, села никому не нужны. А в крупном городе что-то связанное с военной инфраструктурой всегда найдется: аэродром, склад, командный пункт, центр обучения, радиолокационный разведывательный центр, — да все что угодно. По этим объектам может быть нанесен удар. Поэтому народ и поехал в село — переждать опасные времена.
«СП»: — Некоторые рванули еще дальше, на границу. В сети опубликованы кадры огромной пробки на пограничном переходе в районе Ужгорода. Граждане Украины в спешном порядке хотели покинуть свою страну и перебраться в Словакию. Но очередь практически не двигалась, некоторые люди выходили из машин, некоторые выезжали на встречку.
— После введения чрезвычайного положения границы закрываются. Теперь никого выпускать вообще не должны. Пробки могут быть обусловлены этим…
Нынешние украинские власти словно бы сами старательно раздувают панику. Не успели наши голубые береты обеспечить выход российских войск к Херсону, а власти далекого Киева уже объявили воздушную тревогу. Если какие-то удары и наносятся, то лишь по объектам военной инфраструктуры. Зато повсеместно — от Одессы на юге до Волыни на севере, от Харькова до Ивано-Франковска. После объявления о спецоперации только и разговоров, что о взрывах на разных военных объектах. Поэтому в Киеве вовсю воют воздушные сирены.
Горожане запасаются бензином на АЗС — и вон из города. А кто половчее, и из страны. В центре украинской столицы, на Крещатике шаром покати — никаких туристов и праздношатающихся. Народ обсуждает: «российский десант уже высадился в Одессе», «по Харькову мчатся „зеленые человечки“ на зелёных машинах», а местные стоят на тротуарах и шепчут друг другу: «улыбаемся и машем».
Политолог Андрей Марчуков считает, что жители Украины потянулись подальше от вызывающего опасения востока, на спокойный, по их мнению, запад:
— Многие из них стали жертвами военной антироссийской истерии на Украине. Их убедили, что вот-вот российские войска нанесут удары по жилым кварталам. Либо возникнут военные трудности. Самая первая реакция в стрессе — что-то сделать, бежать. Вот люди и делают первое, что пришло в голову — бегут. Куда, зачем, кто их ждет во Львове, Ровно или Черновцах? Не известно. Может, они и сами не знают. Но им кажется, что они должны что-то предпринять.
Вина за эту ситуацию целиком и полностью лежит на украинских властях и на тех, кто является их хозяевами, настоящими правителями Украины. На западных странах, прежде всего на Соединенных Штатах.
«СП»: — По всей видимости, горожанам ничего особенного не угрожает. Армии нет смысла врываться в бетонные джунгли, мы еще не забыли, чем такое запомнилось в Грозном. Никто на танках в Киев не поедет.
— Безусловно. Это показала еще ситуация 1991 года в Москве, во время ГКЧП, когда зачем-то были введены крупные соединения бронетехники, которая в условиях государственного переворота, не помогла никому — ни сторонникам Горбачева, ни его противникам.
Если говорить о современном городе, здесь все решают относительно небольшие по численности штурмовые группы, которые захватывают те или иные объекты жизнеобеспечения или руководящие структуры. Никто в украинские города врываться на танках или бомбить их самолетами не собирался и не собирается. Тем более, что российская сторона, государственное руководство рассматривает народ Украины как не просто родственный, а как часть большого русского народа. И поэтому своих людей никто притеснять не намерен.
Речь идет лишь о принуждении нынешнего украинского режима к переговорному процессу. Следует мирным политическим путем добиться избрания адекватного независимого руководства.
Еще одна цель, на мой взгляд, необходимо уничтожить под корень членов украинских националистических партий и вооруженных формирований. С ними не должно быть никаких переговоров и никакого плена. Что касается обычных военнослужащих украинской армии, тех, кто не уличен в военных преступлениях, конечно следует отпустить по домам…
А пока огромные очереди и пробки, метро хотят переоборудовать в бомбоубежище. Поэтому людей туда теперь пускают бесплатно. Самые нервные горожане с рюкзаками и чемоданами собираются на станциях.
Панику распускают на самом верху, мэр Киева Виталий Кличко призвал граждан подготовить «тревожный чемодан» с документами и минимумом вещей, чтобы сразу отправиться в укрытие. Лишь один советник главы МВД Украины Геращенко обратился к гражданам с просьбой не покидать город.
Очереди в магазинах с аптеками, люди скупают продукты впрок. В Одессе, пишет Сталина Стороженко в социальной сети, сейчас тихо, спокойно только в магазинах: «Снесли почти все крупы, с хлебом напряг, но макароны еще остались. И в мясном отделе мяса полно, колбасных изделий — валом, сыры, творог в изобилии. Очередь только в банкоматы. И людей поменьше на улице чем обычно».
Люди покупают с запасом воду, крупы, масло и другие необходимые продукты. К тому же по всей Украине у отделений банков и банкоматов выстроились очереди за наличными. Национальный банк страны объявил о введении лимита на снятие наличных. Это все нам знакомо, не зря говорят, что мы один народ. К счастью, хоть в России нет ограничений на съем денег в банкоматах. Увы, зато они быстро пустеют.