Заводы и фабрики продолжат работу — людям массово заменят бейдж на униформе и сделают новую запись в трудовой
К вопросу: как и чем заменить товары и услуги компаний, решивших приостановить свою деятельность в России добавляется еще одна проблема: как быть людям, которые в этих компаниях работали?
Например, в IKEA работает 15000 человек. Правда, хоть сеть и приостановила работу в России, работники продолжают получать зарплату. «Все сотрудники будут продолжать работать в обычном режиме с сохранением заработной платы и всех льгот на протяжении трех месяцев», — уверяют в пресс-службе компании.
С «Макдоналдс» ещё сложнее, он, если верить Washington Post, закроет все 850 ресторанов, то есть рабочие места могут потерять 62000 человек. Испанская сеть Inditex, объединяющая бренды одежды Zara, Pull&Bear, Stradivarius, Massimo Dutti, Bershka и Uterque накануне 8 марта приостановила работу 502 магазинов, в которых трудились 9000 человек. Сотрудники пока отдыхают и получают две трети зарплаты. Но опустевшие торговые павильоны, с которых еще не сняли вывески, выглядят несколько зловеще. Особенно если магазины этих марок были расположены рядом.
И это еще цветочки. О приостановке производств объявили автомобильные гиганты Volkswagen, Ford, Mercedes и Renault — и не из-за абстрактных принципов, а из-за дефицита деталей. Приостановку работы предприятия по любым причинам можно назвать одним словом — простой. И он часто приводит к сокращению рабочих мест, а то и к ликвидации производства. Плавали, знаем. Уже сталкивались с этим явлением в начале перестроечных экономических реформ.
Сворачивается и PepsiCo. Продажа популярных напитков Pepsi, 7UP и Mirinda будет прекращена. Но это как раз можно пережить, особенно, учитывая, что названная продукция явно не полезна для здоровья. Куда больше проблем с тем, на фабриках PepsiCo в России трудится 20 тысяч сотрудников и еще 40 тысяч работников сельскохозяйственного сектора задействованы в цепи поставок. К тому же компания приостанавливает инвестиции и не будет вкладываться в рекламу и продвижение товаров на российском рынке. Другие «уходящие», вероятно, поступят так же — по-английски. Это означает, что рекламным агентствам, привыкшим к многомилионным бюджетам, придётся поумерить аппетиты. А это в перспективе также может повлечь за собой увольнения.
Так же надо учитывать, что на улице могут оказаться не только уборщики, сборщики мебели, работники кухни и продавцы, но и «белые воротнички»: управленцы, юристы, экономисты, специалисты по логистике. Не получим ли мы переизбыток рабочих рук на рынке труда, а проще говоря — всплеск безработицы?
— К сожалению, порадовать нечем. Если российские онлайн-платформы для менеджмента персонала пока не фиксируют резкого спроса, он не за горами, — полагает социолог Мария Домарёва.
— Речь идет не только о крупных иностранных предприятиях, покидающих российский рынок, а о тотальной блокировке российской экономики. Этот процесс повлечет за собой потерю огромного количества рабочих мест. Эксперты пока затрудняются назвать даже приблизительное число безработных. А что влечет коллапс в экономике, мы помним из опыта 90-х годов. Это — быстрый рост цен, возникновение дефицита, и, как следствие, расцвет черного рынка. Безработица же ведет к росту преступности.
Где взять новые рабочие места и что делать потенциальным безработным — неизвестно. Пока прогноз неутешительный. Поэтому дальновидные обладатели шести и более соток, сейчас закупают рассаду для огорода и почти не интересуются альпийскими горками или семенами цветов.
Совершенно не хочется возвращаться к многочасовым очередям за мясом и сапогами, розыгрышам талонов на бутылку шампанского перед Новым годом и томительному ожиданию: выплатят, наконец, зарплату или опять продинамят. Но с такой пугающей перспективой мы столкнёмся только в том случае, если все компании, заявившие о своём намерении уйти с российского рынка действительно это сделают. А это крайне маловероятно, считает эксперт Андрей Бунич:
— Трудоустраивать сотрудников западных компаний, скорее всего, не придётся. Даже если формально транснационалы и уйдут с российского рынка, они всё равно продолжат вести бизнес через партнёров, через третьи страны. Взять ту же PepsiCo. У неё ведь есть и российские бренды: соки, молоко. Производственные мощности в России. Скорее всего, как их разливали, так и будут разливать, только названия поменяют.
Возможно также, что пожелавшие уйти компании будут национализированы или перейдут под внешнее управление, это позволит избежать закрытия и увольнений сотрудников.
Но я считаю, что сейчас не время возиться с национализацией, менять форму собственности, аукционы проводить и так далее… Это хлопотная и сложная процедура. Проще ввести внешнее управление (к слову. пока материал готовился к публикации, президент России Владимир Путин поддержал введение данной меры). Кроме того существует еще и конфискация, наше законодательство это позволяет. Ведь фактически эти компании предпринимают в отношении России враждебные действия, направленные на срыв поставок, на создание дефицита. Так что выбор у нас есть. Отступать не надо, на рынке полно конкурентов.
Если передать в аренду площади, которые занимает, например, «Макдоналдс», то представьте, как будут счастливы турки и азиаты, мечтающие развернуться в России. Порой они не в состоянии конкурировать с транснационалами. А тут такой подарок судьбы: лучшие площадки со всеми коммуникациями. Да они будут рады немедленно приступить к работе с тем же персоналом, только вывески заменят.
Или возьмём KFC. Они заявляют, что больше не будут инвестировать в российскую экономику. А вот о том, что с уже сделанными инвестициями делать, — благоразумно молчат.
Да, сейчас могут быть различные сбои. Но их надо переждать. И всё наладится, — считает эксперт.
К слову, то, что работники предприятий, приостановивших работу, продолжают получать зарплату — это не от хозяйских щедрот, а по российскому законодательству. И если дело дойдёт до ликвидации предприятий, то при увольнении они получат компенсацию в размере зарплаты за два, а то и за три месяца. А за это время освободившиеся на рынке ниши займут как отечественные игроки, так и представители бизнеса из Индии, Китая и других страны, не присоединившихся к санкционной истерике.