Ни США, ни Европа не готовы воевать с Россией из-за Украины сейчас, и вряд ли согласятся на что-либо, что обяжет их к этому в будущем
С момента утечки в середине ноября американского мирного плана, который изначально представлял собой набор требований, сформулированный Россией, несколько предполагаемых сроков достижения мира прошли мимо. Соглашение к Дню благодарения и мир к Рождеству оказались столь же невыполнимыми, как и звучали.
На протяжении всех раундов переговоров основные факты не менялись. Российские официальные лица неоднократно заявляют, что война закончится только тогда, когда будут устранены ее «коренные причины», — расплывчатая формулировка, подразумевающая сохранение Россией определенной формы военного или политического контроля над будущим Украины, пишет Guardian.
Украине предстоит самая суровая зима за всю историю, и многие украинцы готовы к трудным компромиссам, но пока ситуация не настолько плоха, чтобы капитуляция была возможна. Между тем, Путин не проявляет никаких признаков отказа от своих максималистских целей, а Трамп не демонстрирует готовности оказывать на него давление. Пока не изменится хотя бы один из этих факторов, трудно представить, как может быть достигнуто долгосрочное соглашение.
Дипломатическая игра, разыгрываемая европейскими союзниками Украины, сосредоточена на поддержании диалога Вашингтона с Киевом и на том, чтобы не позволить Трампу прекратить американскую помощь, такую как обмен разведывательной информацией, которая остается крайне важной для военных усилий Украины. Европейские друзья Зеленского также настаивают на гарантиях безопасности, поддерживаемых США, которые призваны укрепить позиции Киева после заключения долгожданного мирного соглашения.
В выходные Трамп объявил о прогрессе в вопросе этих гарантий безопасности, но многое остается неясным, и непонятно, как эти гарантии будут работать на практике. Россия, вероятно, наложит вето на любые значимые обязательства по размещению западных войск на Украине или предоставлению гарантий безопасности, аналогичных тем, что дает НАТО, а это значит, что любые реальные гарантии придется навязывать России, а не включать в мирное соглашение, достигнутое путем переговоров.
Такой шаг представляется маловероятным: ни США, ни Европа сейчас не готовы воевать с Россией из-за Украины, и вряд ли согласятся на что-либо, что обяжет их к этому в будущем.
Нет никаких признаков того, что Трамп готов хоть что-то навязать Путину. Он продолжает создавать впечатление, что просто терпит оказавшегося в затруднительном положении Зеленского, оставаясь при этом очарованным автократом в Кремле. Это вновь подтвердилось во время встречи с Зеленским в выходные: ни один американский чиновник не встретил украинского президента у трапа самолета в Майами, что резко контрастирует с радушным приемом и личным приветствием Трампа, оказанным Путину на Аляске летом. Также примечательно, что Трамп позвонил Путину — звонок, как утверждали в Кремле, состоялся по инициативе Трампа — непосредственно перед встречей с Зеленским .
Если Россия в конечном итоге согласится на прекращение огня, совершенно неясно, какие механизмы Запад сможет задействовать, чтобы гарантировать, что Москва будет его соблюдать. Если же прекращения огня и соглашения не будет, перед Украиной встанут два неутешительных сценария: в одном страна продолжит боевые действия и будет удерживать оборону до тех пор, пока изменение политического или экономического климата в России не заставит Кремль стать более сговорчивым на компромисс; в другом же ситуация на Украине настолько ухудшится, что Киев в конечном итоге будет вынужден принять жесткие условия Москвы.