Защищая Сербию, России придется снова воевать с Турцией
«Правительство» самопровозглашенной республики Косово закупило партию беспилотных летательных аппаратов Bayraktar у Турции. Сообщая об этом со ссылкой на пост в соцсети «премьер-министра» Альбина Курти, агентство Reuters пишет, что «страна сталкивается с беспорядками на севере, где этнические сербы отказываются признавать власти Приштины».
За последние два года самопровозглашенная республика увеличила численность войск на 80%, а оборонный бюджет — более чем на 100%. Назвав эти цифры, Курти не стал раскрывать информацию о количестве и стоимости первых для Косово беспилотников и не уточнил, для чего они будут использоваться.
Собственной армии, напомним, у Косова нет, есть только т.н. силы безопасности. Зачем им беспилотники? Воевать с Сербией? Кто-то сознательно накачивает оружием самопровозглашенную республику. А что Эрдоган? Для его это только бизнес или есть свои амбиции в регионе?
— Позиция Турции более-менее понятна и сводится преимущественно к коммерческому интересу, — считает доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Дмитрий Ежов. — Вероятность же войны на Балканах довольно прогнозируема. И, похоже, что коллективный Запад ее разжигает. Камнем преткновения является близкая к нейтральной позиция Сербии, но и ее пытаются продавить всеми возможными и невозможными способами.
Важно понимать, что в случае возникновения на Балканах очага военных действий, их масштаб может значительно разрастись. Участие сил НАТО в проектируемом конфликте будет довольно значительным. Однако возникают вопросы в отношении реального военно-технического потенциала блока вследствие программы по вооружению Украины.
— Турция — это страна НАТО, и ее руководство, как правило, осведомлено, где готовится новый конфликт, — уверен доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова Александр Перенджиев. — 44-дневная война в Нагорном Карабахе осенью 2020 года не исключение. Эрдоган и его команда знали и об обострении конфликта на Донбассе зимой 2022 года. Азербайджан, как ближайший союзник официальной Анкары, также делился с Турцией планами по возвращению военным способом своих территорий. Ситуация в Косово также ведется к обострению и может привести к полномасштабному вооруженному конфликту. То есть, где появляются БПЛА Bayraktar, там жди войны.
«СП»: Для чего албанцам беспилотники? Где и как они могут быть использованы?
— Прежде всего, для нанесения ударов по позициям сербской армии и военной технике.
«СП»: Кому нужно возобновление конфликта и для чего?
— Это, по сути, второй фронт против России. США и НАТО хотят склонить Сербию и заставить ее отказаться от Косово, признав его независимость, а также вступить в состав недружественных по отношению к официальной Москве государств. Как прогнули, например, Черногорию. А заодно задавить в Сербии православие, как это сделали укронацисты.
«СП»: Насколько косовская армия хорошо вооружена и подготовлена? Может ли она воевать самостоятельно — без прямого участия НАТО?
— Косовская армия представляет серьезную силу. Однако сепаратисты надеются на военную поддержку со стороны НАТО, как это было в 1999 году.
— Цель этого шага очевидна: чтобы Сербия отказалась от планов силой установить контроль над севером края, где всё ещё преобладают этнические сербы, — считает доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадим Трухачев. — А шире — чтобы укрепить косовскую «государственность».
«СП»: Какова вероятность новой войны на Балканах? Зачем она Брюсселю и Вашингтону, нужна ли Берлину и Парижу?
— Судя по тому, как ЕС и США в последнее время одёргивали слишком горячего премьера Косово Курти, сейчас им это не нужно. Они хотят принудить Сербию признать Косово без военных действий. У Запада и так проблем хватает. А вероятность войны на Балканах есть всегда. Другое дело, что сейчас она снизилась, ибо у албанцев сильно упала рождаемость, став вполне низкой, европейской.
«СП»: А туркам это зачем? Они понимают, что могут серьезно разругаться с Сербией? Или просто никто, кроме укров и албанцев, турецкие БПЛА не покупает?
— Эрдоган мнит себя наследником Османской империи. Балканы входили в её состав, и для Турции они — естественная сфера влияния. Косово и Босния — главная опора Анкары в регионе. К тому же в Турции живут миллионы людей с албанскими корнями. С Сербией же отношения исторически очень тяжёлые. И прагматическое сближение Эрдогана и Вучича это никак не меняет.
«СП»: Эрдоган готов воевать за свои амбиции на Балканах, если что?
— Это вопрос. В Турции есть те, кто хоть завтра готов объявить войну Сербии из-за Косово и Боснии. Эрдоган это держит в уме, но напрямую пока воевать не готов. Скорее, он этим даёт понять Вучичу, чтобы тот не лез в Косово. Хотя ради сохранения в составе полупризнанного Косово четырёх сербских общин Турция воевать не станет. Но свои интересы в регионе турки будут отстаивать жёстко.
«СП»: Как на это будет реагировать Белград? Что он вообще может сделать?
— Сербия пытается мирным путём вывести из состава края четыре общины, населённые сербами. Но если что — попытается решить вопрос силой. Но дальше них, в албанонаселённые районы края, не пойдёт.
«СП»: Как реагировать России? Поставку «Байрактаров» можно и как недружественный для нас шаг интерпретировать? Или нас это вообще не касается?
— Поражение Сербии означает наш полный уход из Европы. Других настоящих агентов влияния там на уровне государств у нас нет. При всех кульбитах Вучича, сербы — самый дружественный русским народ в мире. Следовательно, в случае чего придётся давить на Турцию, чтобы она дала задний ход.