8 марта в мире отмечается Международный женский день. Историк, культуролог Наталия Зинович рассказала «Известиям» об истории, значении и традициях праздника.
История праздника
По словам эксперта, Международный женский день связан с Америкой начала XX века. Именно в 1908 году представительницы социалистической партии вышли на улицы, чтобы улучшить условия труда для женщин. В 1909 году активистка с русскими корнями Тереза Малкил предложила установить Национальный женский день.
В 1910 году руководитель «Женского офиса» Социал-демократической партии Германии Клара Цеткин на международной конференции трудящихся женщин выдвинула идею Международного женского дня, которую поддержало около 100 участниц из 17 разных стран.
В Россию Международный женский день пришел накануне Первой мировой войны, но отмечали его не 8 марта, как это принято сейчас, а в последнее воскресенье февраля.
«Вообще в 1914 году почти во всей Европе прошли митинги с участием женщин, которые были направлены против войны. Первый раз 8 марта стало ассоциироваться с Международным женским днем именно в 1914 году, так как этот день выпал на воскресенье, то есть когда женщины не работали и могли принять участие в демонстрациях. Вообще в России Международный женский день связан с войной. Так в 1917 году женщины начали забастовку из-за гибели двух миллионов солдат, они продолжали свой марш четыре дня, и после того, как Николай II отрекся от престола, временное правительство предоставило женщинам право голоса», — рассказала Зинович.
Официально Международный женский день был отмечен ООН в 1975 году. С 2016 года у этого праздника появились свои темы, в 2021 году была #ChooseToChallenge. Кроме того, у Международного женского дня есть свои ценности, которые также были предложены в 1975 году: справедливость, достоинство, надежда, равенство, сотрудничество, упорство, признательность, уважение, сочувствие и прощение.
Международный женский день сегодня
На сегодняшний день праздник отмечается в России и на всем постсоветском пространстве, кроме стран Прибалтики. Однако сейчас праздник утратил свое первоначальное значения и является просто праздником женщин. Традиции праздника включают в себя дарение женщинам цветов и других подарков. При этом, согласно исследованиям, цветы являются самым желанным подарком для женщин.
Смысл праздника, который заключался в борьбе с неравноправием женщин и мужчин, больше не выносится на первый план, а потому празднование 8 Марта часто критикуется в международном сообществе.
Как утверждают некоторые эксперты, праздник, напротив, пропагандирует сексистские стереотипы.
Однако во многих странах, в том числе в России, в этот день проводятся мероприятия, посвященные гендерному равноправию и борьбе с дискриминацией.
Что россияне дарят женщинам на 8 Марта
Как отмечается в исследовании AliExpress Россия, за февраль россияне часто интересовались товарами для массажа и релаксации. В топе товаров — электрические массажные пистолеты для расслабления мышц, нефритовый роллер и скребок-гуаша для массажа лица. Также среди покупателей были востребованы электрические массажные подушки для шеи, спины и плеч.
Другая популярная категория февраля — аромадиффузоры и масла. В топе — ароматический диффузор в бутылочке объемом 50 мл, аромалампа для эфирных масел и масла сандалового дерева. Помимо этого, пользуются спросом увлажнители и очистители воздуха.
Если говорить о косметике, то здесь большой популярностью пользуются косметические наборы для ухода за собой. В топе категории — подарочные бьюти-наборы для ухода за лицом. В него обычно входят: увлажняющий крем для лица, пенка для умывания, сыворотка с коллагеном и крем для области вокруг глаз. Еще одна популярная категория — техника для ухода за полостью рта. В топе товаров — электрические зубные щетки и портативные ирригаторы.
Из техники пользовались популярностью, например, носимые устройства и аксессуары к ним. Среди самых востребованных товаров в категории — умные водонепроницаемые фитнес-браслеты, смарт-часы и кольца с измерением температуры.
Пользовалась популярностью и портативная электроника. В топе у покупателей — умные bluetooth-колонки, беспроводные наушники с зарядным боксом и автомобильные мини-аудиосистемы со светодиодной подсветкой.
Кроме того, в феврале покупатели активно выбирали товары для создания уюта дома. В этой категории наиболее часто покупают ароматические свечи, декоративные вазы, засушенные цветы и шкатулки для хранения украшений.
Перед 8 Марта традиционно увеличился спрос на конфеты и сладости. В топ-5 самых популярных товаров вошли коробка конфет из молочного шоколада с ореховой начинкой и подарочный набор из микса шоколадных конфет.
Как выяснили в ходе опроса сервисы VK «Работа» и «Юла» в преддверии гендерных праздников, каждый пятый россиянин не скидывается на подарки коллегам к 23 Февраля и 8 Марта. Отмечалось, что на эти праздники большинство предпочитают сдавать по 500 рублей и меньше — так ответили 44% респондентов. Еще 23% скидываются от 500 до 1 тыс. рублей, а 21% предпочитают и не тратить деньги на подарки коллегам. При этом 60% считают, что сумма расходов не должна расти пропорционально занимаемой позиции сотрудника.