Что мы ожидаем от туризма в 2017 году
Периодом стабилизации можно условно назвать 2017 год. Где-то в прошлом остался переломный период 2014 года, ожидания 2015 года и резкие скачки курса рубля. И теперь уже, когда денежный курс понятен населению, становится очевидным тот факт, что путешествовать люди продолжают.
Денег у населения стало заметно меньше, что повлияло на изменение спроса в области туризма. На чем стал экономить российский турист? Прежде всего, ради возможности увидеть мир, отдохнуть на морских побережьях, россияне жертвуют комфортом и сервисом. Большинство туристов организовывают туры в Европу самостоятельно, не прибегая к помощи туроператоров. На что последние реагируют реорганизацией собственной деятельности. К примеру,»Мосинтур», уже увеличил для своих клиентов линейку продуктов «Туры по России» и приостановил потенциально убыточные направления в зарубежные страны.
Что было наиболее востребованным и наименее затратным отдыхом из заграничных курортов в 2016 году? Туры в Грецию оказались самыми востребованными среди пляжного отдыха в 2016 году. Направление Кипра, благодаря возможности посещения без шенгенской визы, показало максимальный рост цен на путевки. Планка нижних цен на летний отдых оказалась у туров в Болгарию.
Статистика показывает, что 70% российских туристов, отправились на отдых за границу, несмотря на упавший курс рубля. Максимальную популярность, среди теплых стран получила Греция. Посещение российскими туристами данного курорта составило 17%, далее идут Кипр с Испанией, Тунис, Болгария с наименьшей стоимостью путевок, Черногория, Турция и Таиланд. Отдых в родной стране выбрали 30% Россиян, что выше в сравнении с выбором прошлых лет. Причины роста спроса на направления внутреннего туризма очевидны: низкие цены, в отличии от зарубежных курортов, и закрытие популярных ранее зарубежных направлений в страны — Турция, Египет.
Приобретая тур, экономия туристов сказывается и на условиях размещения. Самыми востребованными в прошедшем году были отели в 3*. Если ранее места проживания без звезд или с наличием 1* и 2* были мало необходимы, то сейчас спрос на них увеличился.
Курорты Черноморского побережья нашей страны все больше предлагают All Inclusive, столь популярный ранее сервис в Турции. Заметим, что в Европе он не так актуален. Путевки с полным обеспечением питания, приобретают менее 50 % россиян, 30% из них выбирают вариант с оплаченным завтраком и только 23% оставляет за собой право самостоятельного выбора мест питания или личного приготовления блюд.
Российские туристы изменили сроки пребывания на курортах Черного моря и Средиземного до 7 дней, в экзотических странах наши туристы отдыхают продолжительностью не более 10 дней. А в городах России, которые могут предложить интересные достопримечательности и обширные программы экскурсий, стали отдыхать дольше по времени. Например, срок пребывания туристов в таких городах как Казань, Санкт-Петербург, Москва, увеличился с трех до пяти дней. В 2016 году, в целом, точно также, как и в 2015-м, жители России предпочитали экономичные путешествия. Тренд на экономию бюджета остался без изменений. Многие российские туристы стали выбирать для летнего и отдыха в новогодние каникулы российские города.
Стоит отметить, что нестабильность курса рубля, опасения туристов за новые катаклизмы в российской экономики, в 2016 году сказались и на глубине продаж туристических путевок. Более 80% россиян, покупали путевки, за месяц, до начала поездки, хотя ранее бронирование туров начинали как минимум за полгода.
Резюмируя вышесказанное, можно смело утверждать, что произошло изменение потребления турпродукта населением России. Несмотря на экономическую ситуацию, спрос на путешествия не проходит. А следом за спросом преобразовывается и туристическая деятельность туроператоров.
Прогнозы первых лиц
Наталья Осипова, исполнительный директор Альянса Туристических Агентств (АТА): «Курс рубля стабилизируется, рубль укрепляется – это может положительно сказаться на ценообразовании зарубежных туров. А стабильность позволяет туристам более спокойно планировать свои расходы – можно говорить об увеличении глубины продаж, увеличении объема туристов в целом по всем направлениям. При учете того, что цены раннего бронирования достаточно доступны, этот институт вновь стал пользоваться популярностью.
Что касается работы туристических компаний – то Турция с мая займет свое почётное первое место на рынке. Хотя сам сезон обещает быть достаточно спокойным из-за нового закона: посмотрим, как туроператоры смогут справиться с формированием новых фондов, как это скажется на их финансовом состоянии и работе, насколько сократится число туроператоров средней руки.
Майя Ломидзе, исполнительный директор АТОР: «С каждым годом прогнозы делать все сложнее, так как вмешивается много факторов, посторонних туризму. Но при условии сохранения стабильной политико-экономической ситуации, можно сохранить некоторый оптимизм. Скорее всего, в 2017 году выездной рынок ожидает прирост на 10%, генератором которого выступит вернувшаяся Турция. На внутреннем ожидается замедление прироста, и результата этого года в 15-18% уже точно не будет, при этом на рынке организованного туризма ожидается рост конкуренции. Кроме того, перемены ждут и туротрасль – введение в силу нового, во многом непонятного рынку закона, и его финансовая нагрузка значительно сократит число мелких и средних туроператоров».
Юрий Барзыкин, вице-президент РСТ: «Как поработаешь в предыдущем году – так начнется и следующий! Скорее всего, начало года в связи с законопроектом будет сложным, нервным и проблемным. Основное принятие новых поправок к закону ожидается в конце января – начале февраля, то есть год начнется с некоторой правовой неопределенности. Именно поэтому первый квартал будет неспокойным, но затем все более-менее стабилизируется.
Если говорить о перспективах самого туррынках, то его состояние в первую очередь будет зависеть от экономической ситуации, а она выравнивается. Но если не будут предприняты радикальные меры по стимулированию спроса, внутренний спрос увеличиваться не будет. Необходимо участие в этом государства: усилия туроператоров серьезно подняли турпоток, однако предел их возможностей достигнут. В том числе нужна господдержка и туроператорам, разрабатывающим новый внутренний продукт. По выездному рынку – так как прогнозы по валютному рынку пока стабильны – активного роста не ожидается.
Подготовил Сергей Симонов