С халатным оказанием различных услуг, а также продажей некачественного товара, россияне сталкиваются достаточно часто. Для решения споров, возникающих на этой почве, потребитель должен четко знать свои права и действовать строго в рамках законодательства. Однако далеко не всегда исправить ситуацию получается мирным путем. В этом случае отстаивать правду необходимо исключительно в суде, который, после аннулирования договора, может не только потребовать с ответчика возмещения денежных средств, затраченных истцом, но и обязать возместить моральный вред.
Потребителю, который не обладает достаточными знаниями в области права, лучше всего поручить сопровождение дела квалифицированному специалисту, имеющему практический опыт. Осуществляющий представительство в суде юрист, возьмёт на себя обязанности по грамотному составлению искового заявления, а также будет доказывать вину ответчика во время процесса. Кроме того, он проследит за тем, чтобы все необходимые экспертизы были проведены в соответствии с установленными нормами.
Основные права, регламентируемые статьями закона
Согласно действующему на территории РФ законодательству, регулирующему отношения между предпринимателями и физическими лицами, потребитель имеет право на:
— получение достоверной информации о приобретаемом товаре и его производителе, а также об услуге и ее исполнителе. Таким образом, определенные законодательные нормы действуют уже на преддоговорной стадии;
— безопасность товаров и услуг. Они не должны представлять угрозу жизни или здоровью. Кроме того, продаваемые изделия или, выполняемые в рамках договора работы, не должны причинять вред личному имуществу потребителя;
— соответствие товаров или услуг заявленным параметрам качества. При этом они должны в полной мере отвечать целям, для которых предназначаются;
— возмещение ущерба в случаях, когда производственные, рецептурные или другие недостатки приобретенного товара (услуги) явились причиной угрозы жизни, здоровью, а также причинения вреда имуществу;
— проверку товара на предмет соответствия качеству, в которой потребитель может принимать непосредственное участие.
Законом закреплены и другие права потребителей, а также механизмы их реализации. Однако с учетом всевозможных, конкретизирующих отдельные положения, нормативно-правовых актов, эта ветвь гражданского права требует глубокого понимания тонкостей юриспруденции.
Порядок защиты: что делать, если права были нарушены?
Действующие нормы закона не требуют от потребителя обязательного соблюдения досудебного порядка, в рамках которого может быть урегулирован спор. Однако на практике это значительно снижает шансы на взыскание штрафа с ответчика. Кроме того, судом не будет принято исковое заявление, если досудебный порядок был обозначен в договоре.
Подготовленная юристом претензия должна быть направлена продавцу (исполнителю) в письменном виде. В ней необходимо максимально подробно изложить права, которые, по мнению потребителя, были нарушены, а также заявить требования и указать сроки, в пределах которых ожидается урегулирование спора.
В случаях, когда мирным способом устранить конфликт не удается, следует обращаться в суд. Оставшийся на руках у потребителя экземпляр претензии, подписанный представителем организации, совершившей неправомерные действия, будет фигурировать в качестве доказательства в судебном процессе.
Задача юриста – представить суду неопровержимые факты имеющегося нарушения, а также проследить за неуклонным выполнением ответчиком судебного решения в строго установленные сроки.