Найти идею, заработать и продать
Как выбрать свой стартап.
Инвестируя в стартап свое время, вы ничем не отличаетесь от настоящего инвестора, который инвестирует свои деньги. Ваша цель — зарабаотать и продать бизнес быстро. Инвестору даже легче: он может вложить свои деньги сразу в несколько стартапов, вы же свое время — нет. Как показывает опыт, несколько стартапов сразу двигать нельзя.
Самый простой способ найти идею для стартапа — придумать гипотетическую проблему, которую он может решить. Каждый день желательно создавать одну идею и сравнивать ее со вчерашней. Тогда за два месяца вы сможете выбрать то, что вы действительно хотите реализовать и будет пользоваться спросом. Желательно не хвататься за первую идею, чтобы потом не жалеть.
Главная цель в стартапе — это повышение его непосредственной стоимости.
Про «звездный» проект-стартап.
Воплощением современного звездного стартапа является Uber Травис Каланика. Сначала это приложение позиционировалось как «персональный водитель каждому». «Фишка» проекта в том, что вы загружаете в телефон приложение, в котором уже есть данные о вашей кредитке и адресе. Он измеряет расстояние по GPS, которое вы проехали, и снимает сумму с вашей карты, а вам не придется платить деньги каждый раз, как вызываете такси.
Для его запуска было привлечено полтора миллиарда долларов инвестиций. Сейчас сложно попасть на конференцию в Кремниевой долине о стартапах и инвестиции, где бы ни говорили про Uber или где не было бы сотрудников Uber или их инвесторов. Однако мало кто знает, что Uber — это третий стартап Травис Каланика и первый, который «выстрелил». Свою первую компанию он продал в зале суда в тот момент, когда шло слушание о банкротстве. Вторым стартапом, который он создал, была Red Swoosh (технология вроде Skype, но не для звонков и коммуникаций, а для передачи файлов без промежуточной серверной инфраструктуры). Ее планировали продать корпорации Akamai, но все пошло не по плану: продать Red Swoosh удалось лишь спустя 6 лет.
Опционы и стартапы.
Для работников Кремниевой долины получение опциона часто служит большим мотиватором, чем повышение заработной платы. Ведь основная цель в стартапе — повышение его стоимости. И опционы — неплохой способ, чтобы привязать сотрудников к итоговому конечному результату, а также к скорости непосредственного роста фирмы.
Классический пример — повар Google. Он был одним из первых сотрудников компании, и на тот момент работникам выдавали опционы. В 2004 году, после выхода Google на IPO, опцион стало возможно реализовать — и повар заработал около $ 20 млн
Отечественных примеров того, как опционы помогли сотрудникам заработать, очень мало, но они есть. К примеру, Viewdle — корпорация, которая создала технологию распознавания людей в видео-роликах, и 2 года назад была продана Google.
Эдвайзер и консультанты.
В Кремниевой долине существует практика привлечения Эдвайзера при создании стартапов.
Эдвайзер — это человек, который помогает вам при создании стартапов, а вы платите ему опционами, либо акциями.
Эдвайзер может быть полезен как советом, также и связями. Один из примеров — сайт о туризме, который помогает американцам ездить в другие страны. Этот стартап принадлежит студенту, который взял себе в команду Кондолизу Райс в качестве Эдвайзера. Чем влиятельнее ваш Эдвайзер — тем меньше вероятность, что вам откажут инвесторы.
Консультант — это несколько иное явление, чем Эдвайзер. Его задача — «запаковать проект»: расписать бизнес-план, объяснить, как идея превращается в бизнес. В отличие от Эдвайзера, консультирование — это основной вид заработка. Но минус в том, что его цель не совпадает с вашей. Ваша цель долгосрочная — создать компанию, которая изменит мир и станет стоить очень дорого. Поэтому мотивировать консультантов лучше также акциями либо опционами. Если консультант в вашей компании хочет только денег, то это индикатор того, что цели ваши не совпадают.
Как привлечь инвестора.
Если вы уже готовы стартовать с собственным проектом, но вам нужно заинтересовать инвестора, то важно помнить три основных правила:
— Представьте себя инвестором. Потратьте месяц-два для того, чтобы почитать книги для инвесторов, чтобы понять, какой логикой они руководствуются. Это вам потом сэкономит несколько лет жизни, которые вы потратите на правильно выбранную идею для стартапа.
— Помните о Due diligence. Это процесс проверки инвестором того, что вы ему рассказали и пообещали на будущее. Если вы придумали какую-нибудь фикцию, инвестор об этом узнает.
— Поставьте себя на место инвестора. Инвестор по собственным выработанным правилам определяет, кому давать деньги, а кому нет. Обычно ему достаточно десяти вопросов, чтобы принять решение. Поставьте себя на место потенциального инвестора, определите важные критерии, по которым инвестиционное сообщество принимает решение о вложении денег. И те же критерии примените к себе, чтобы решить: вкладывать свое время в проект или нет.
Как продать компанию.
Компанию можно продать только в том случае, если она ориентирована на глобальный рынок. Но здесь есть два важных нюанса: вы должны быть там, где ваши клиенты и там, где ваши инвесторы. Крупнейший рынок, конечно, американский. США принадлежит 50% «облачного» рынка, и большинство венчурных инвесторов находится именно там. Также в России есть компании по продаже арендного прибыльного бизнеса в Москве и регионах.
Российские компании тоже можно продать в США, но легче будет это сделать, находясь там. Кстати, языковой барьер — это не проблема. Как показывает опыт, если вы хоть немного говорите по-английски, то этого достаточно. Единственная возможная помеха — если вы будете предлагать то, что не пользуется спросом. Если вы предлагаете что-то интересное, то, что имеет реальную ценность, — инвесторы вас услышат, на каком бы плохом английском вы не разговаривали.