Великий праздник Пасхи в музее Ивана Гончара
Два года назад мне довелось побывать в Киеве сразу после великого праздника Пасхи. Обычно, после успешно выполненной миссии, ради которой я туда приезжала, я шла «бродить» по городу, стараясь найти и посетить какое-нибудь интересное место, где я раньше не бывала.
В тот раз я прошла мимо Лавры, чтобы побывать в музее, о котором была наслышана давно, тем более, что основатель его почти мой однофамилец. Время после всенародного праздника тоже было очень подходящее, так как в музее Ивана Гончара всегда проводятся тематические выставки и мастер-классы, приуроченные к украинским праздникам.
Экспозиция музея основана на личной коллекции предметов искусства и быта украинцев со всех уголков нашей страны. Иван Гончар – скульптор и художник, начал собирать свою коллекцию в 50-е годы прошлого века. Из каждой поездки по Украине он непременно привозил какой-нибудь предмет народного искусства. В итоге весь его кропотливый труд вылился в организацию музея в 1993г., который получил название Украинский центр народного творчества имени Ивана Гончара.
Как я и рассчитывала, гуляния, посвященные великому празднику Пасхи, начинались прямо во дворе музея. Погода в начале апреля 2010г. стояла солнечная и теплая, потому мастер-классы по росписи пасхальных яиц и по плетению из лозы, проводились на открытом воздухе. Я немного походила вокруг, посмотрела на молодых ребят, которые обучали детей и взрослых, иностранцев и наших, и пошла в музей.
Купив за 15 грн. билет, я погрузилась в мир истинно народного искусства. В главном центральном зале гостей встречала пасха (пасхальный кулич) гигантских размеров, сложенная в виде пирамиды из множества обычных пасок. Вообще наш народный великий праздник Пасхи с большой долей вероятности когда-то для внедрения христианства был наложен на культ плодородия. Даже по внешнему виду пасхальная выпечка напоминает фаллический символ, а сладкая глазурь сверху оплодотворяющую сперму. А где пасха, там рядом и яйца. Так что полный комплект культа плодородия, и он очень хорошо ложится на культ умирающего и воскресающего бога, о котором я вчера писала.
Самой запоминающейся и обширной в музее Ивана Гончара была коллекция народной живописи. В нее входят как старинные иконы, так и жанровые картины быта. Понравилось также собрание вышивок: рушники, вышитые рубашки и верхняя одежда. (Тут хочется сказать, что украинское «и» гораздо мягче русского «ы», потому меня, немного коробит, когда приходится писать украинские слова русскими буквами, так как звучание выходит совсем иное. Когда оба языка для тебя родные, все нюансы произношения особенно заметны и слегка «царапают» ухо.)
Особняком для потомка гончаров всегда стоят экспонаты, представляющие керамические изделия. Самая разная глиняная посуда, кафель и даже детские игрушки из этого природного материала никого не оставляют равнодушным. Неизгладимое впечатление на меня произвел зал с народными инструментами. Чего тут только не было: бандуры, кобзы, лиры, трембиты, цимбалы. Конечно, тут были и предметы, являющиеся символом и непременным атрибутом великого праздника Пасхи – разрисованные пасхальные яйца – пысанки.
Пока я бродила в правой части музея, начались торжества в левой, надо было спешить туда. Здесь были детки с родителями, которые расписывали пасхальные яйца в стилях разных районов Украины. Они рассказывали, какую область представляют их маленькие шедевры. Потом выступали ребята постарше из фольклорного коллектива города Яворова. Тут уже можно было разгуляться с фотоаппаратом. После окончания торжественной части, все пошли смотреть тематическую выставку народного творчества Яворовщины и пасхальных яиц киевских ребят.
Так как здесь тоже разрешалось делать фото, то я их сделала достаточно много. Думаю, что лучше мы посмотрим эти фото. Всегда ведь лучше один раз увидеть, чем я тут буду на пальцах пытаться это описать.
Благодаря такой свободной и даже не совсем музейной атмосфере, я прогуляла там полдня. Вышла наружу, только когда музей Ивана Гончара собрались закрывать.
Оксана Нефедова специально для Rx24