-2.5 C
Москва
Воскресенье, 24 ноября, 2024

Запад потребовал от Москвы допустить Украину в Азовское море. Зачем, если там нет ее портов?

ТОП ЗА НЕДЕЛЮ

Право на акваторию Киев потерял еще в 2022 году

На «мирной конференции» по Украине, которая прошла в минувшие выходные в Швейцарии, прозвучал призыв к свободному передвижению по Азовскому и Черному морям.

«Глобальная продовольственная безопасность зависит от бесперебойного производства и поставок продуктов питания. В связи с этим решающее значение имеют свободное, полноценное и безопасное коммерческое судоходство, а также доступ к морским портам Черного и Азовского морей. Нападения на суда в портах и вдоль маршрута, а также на порты и инфраструктуру неприемлемы», — говорится в документе, подписанном 80 странами и 4 организациями (позже Иордания и Ирак отозвали свои подписи).

Украина в данном случае как бы даже не упоминается. Но предполагается, что именно ей должен быть обеспечен доступ к портам на Черном и Азовском морях, чтобы, как выразился и.о. премьера Нидерландов Марк Рютте, украинская сельскохозяйственная продукция имела возможность «безопасно и свободно» доставляться в другие страны.

Каким боком тут «всплыло» Азовское море? Они что, берега попутали?

Еще в 2022 году, когда в состав России вошли Херсонская и Запорожская области, а также Донецкая народная республика, Украина фактически утратила выход в азовскую акваторию. В связи с чем год назад, в июне, Госдума приняла закон о денонсации договора с Киевом от 2003 года о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. А в декабре законодательно закрепила за Азовским морем статус исключительно внутреннего моря России, на которое больше не распространяется международное законодательство.

Но, судя по всему, участники швейцарских посиделок не очень дружат с географией.

«Их призыв — это ахинея на бумаге», — считает депутат Госдумы от Севастополя, член Комитета по международным делам Дмитрий Белик.

По его словам, «призывать можно к чему угодно, но ходить без нашего разрешения по нашим морям никто не будет. Аппетиты Зеленского несоизмеримы с его политическими и другими возможностями. Все останется по-прежнему: Черное море общее, а Азовское море — российское, и все, что находится на побережье Азовского моря, — тоже российское».

Председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам суверенитета, сопредседатель Координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов, в свою очередь, назвал требование обеспечить Украине доступ к Азовскому морю клоунадой и вмешательством во внутренние дела России.

«Это не просто дежурное заявление, а попытки вмешаться в наши внутренние суверенные дела, которые должны категорическим образом пресекаться. Думаю, что как минимум каждое из проголосовавших государств должно получить ноту протеста», — сказал он.

Какие же, на самом деле, у Киева и его западных кураторов могут быть интересы в Черном и Азовском морях помимо той «трогательной заботы» о голодающих, которую они декларируют?

Прокомментировать ситуацию «СП» попросила политолога, руководителя ИА News Front Константина Кнырика:

— Это еще одна из форм возобновления так называемой «зерновой сделки», из которой Россия вышла в июле прошлого года.

Опыт «зерновой сделки» показал, что данные коридоры используются в подавляющем большинстве для доставки грузов не только двойного, но и исключительно военного назначения.

Поэтому все эти попытки, потуги дипломатические, так называемые (с дипломатией весьма косвенную связь это имеет), они будут предприниматься. О необходимости возобновления «зерновой сделки», я напомню, и президент Турции говорил.

Мы же прекрасно понимаем, проведя анализ и имея вполне себе понятные данные, что именно перевозилось. И насколько интенсивно использовался этот коридор, в том числе для первоначальных ударов по Крыму. С этих кораблей запускались, в том числе подводные дроны, которые атаковали наш флот и Крымский мост.

Читайте также:  Рон Пол: Так была ли «тайная миссия» Илона Маска? Жаль, если не было

А Крымский мост на сегодняшний день даже западными экспертами уже признан исключительно гражданским объектом. Особенно после того, как Россия достроила железную дорогу в Крым на возвращенных исторических территориях. То есть, обосновать, что Крымский мост является каким-то образом объектом военной логистики, вообще не представляется возможным.

Коммюнике, которое они подписали, в целом вызывает достаточно много вопросов.

«СП»: Что вы имеете в виду?

— Да, собственно, все его пункты. Начиная от обмена пленными, который зачастую срывается именно по инициативе украинской стороны.

Более того, с их стороны предусматривается, что мы должны выдать каких-то гражданских лиц помимо военных. Но сами они выдавать гражданских не собираются. Притом что, по разным оценкам, за исключительно политические взгляды в украинских тюрьмах сейчас содержится порядка 60−70 тысяч человек. СБУ заявляла о 90 тыс. уголовных дел. На самом деле больше. Цифра, которой я могу доверять, это примерно 300 тысяч.

300 тысяч гражданских лиц, которые находятся в тюрьмах Украины по надуманных уголовным делам. Только потому, что они считают себя русскими. Поэтому Россия вправе требовать, в том числе и их обмена. Или как минимум освобождения.

«СП»: А какое они имеют право требовать от нас открыть Азовское море? Кому собираются обеспечить свободу судоходства во внутреннем море России?

— Я думаю, что люди, которые там собрались в минувшие выходные, они, в принципе, не очень ориентируются в пространстве.

Очень много вопросов по мероприятию. Потому что изначально предполагалось, что участвовать в нем будут лидеры государств. Потом уровень упал до — «хоть кто-нибудь от государств». В итоге последнюю неделю (есть точная информация) люди Зеленского бегали по всякого рода международным НКО и предлагали их экспертам деньги за участие в этом «саммите».

Что касается этих «хотелок», то я не вижу разницы по сути и содержанию в отношении украинского конфликта всех «сходняков», которые происходят с участием западных лидеров.

Если посмотреть на «клуб Рамштайн», если посмотреть на встречу руководителей стран НАТО или G7 и этот форум, то, в принципе, плюс-минус те же лица, те же заявления. А очень давно, напомню, было еще мероприятие, которое называлось пафосно «Крымская платформа». Его уже нет. И думаю, нынешнее закончатся тоже ничем. Это все одна история.

Военный обозреватель, капитан 1 ранга запаса Сергей Ищенко, со своей стороны, выразил сомнение в том, что люди, писавшие текст коммюнике рассчитывали, что их призывы когда-то будут воплощены в жизнь:

— Дело в том, что восстановление свободы судоходства по Азовскому морю предполагает возвращение Бердянска и Мариуполя Украине, а этого просто не может быть.

Поэтому я думаю, что никто и всерьез такой сценарий даже не планирует. И сам призыв носит сугубо политический характер.

«СП»: Авантюра Порошенко шестилетней давности, когда несколько украинских боевых катеров пытались прорваться к Крымскому мосту со стороны Черного моря, имеет хоть один шанс на повторение?

— Нет, абсолютно исключено. Это, я полагаю, даже никому в голову не придет. Потому что тогда хотя бы было куда прорываться, а теперь уже просто некуда. Опять же и кораблей нет. Практически все, что осталось у Украины из того, что способно передвигаться по морю, это безэкипажные катера. Поэтому все это ненаучная фантастика.

НОВОЕ НА САЙТЕ

Яндекс.Метрика