Российское подразделение международной компании — банкрот. Как это повлияет на работу поисковика в России?
18 мая стало известно о планах обанкротить российскую «дочку» «Гугл». Представитель «Гугл» заявил, что американская корпорация продолжит работать в России, несмотря на инициированное банкротство и закрытие офиса.
Казалось бы, вопрос закрыт, но есть нюансы: коммерческий и экономический, политический и здравый смысл.
Коммерческий и экономический моменты
«Гугл» — компания коммерческая, считающая свои доходы и издержки. И если она ставит какой-либо сайт в рекомендательные блоки на смартфонах или на нулевую позицию, то, предположим, существует вероятность того, что она бы хотела получить с этого свои дивиденды.
Решение лежит на поверхности. Чем больше от сайта получит «Гугл», тем вероятнее попадание проекта, например, СМИ, на упомянутые позиции.
На графике ниже видно, как «Гугл» уменьшил количество переходов с рекомендательных блоков для одного из новостных сайтов.
Тестирование нового подхода было проведено сразу после Нового, 2021 года.
В сети промелькнуло несколько сообщений с предупреждением, что среди пострадавших от тестирования были в основном новостники, у которых с точки зрения «Гугл» доля рерайта и копирайта высоковата. А соотношение площади материала к общей площади страницы менее 30%. Более того, среди пострадавших были проекты, на страницах которых доля партнерок и обменников намного выше доли рекламных блоков «Гугла».
А в мае прошлого года у многих новостников, живущих на рерайте, резко упало число переходов с сервиса Google Discovery. Причина была исключительно коммерческой: «Гугл» отключил тех, кто тратил полученный от него трафик на парнерки, на заработки «на стороне», а рекламные коды Google AdSense либо вовсе не ставил, либо задвигал на задворки сайта.
Действия поисковика объясняются просто. Он дает на сайт, к примеру, 10 000 посетителей. Если бы на сайте стояли только рекламные блоки AdSense, то каждый посетитель, условно, приносил «Гуглу» по 20 копеек. И с отданных 10 000 посетителей в поисковик возвращалось бы 2000 рублей.
Но на сайте масса партнерок, обменников и прочих ссылок, поэтому на рекламные блоки «Гугла» переходит не 10 000 (условно) посетителей, а всего 2 000. Заработок «Гугла», в этом случае, составляет 400 рублей.
Это — бизнес. И у «Гугл» есть затраты. И почему бы не представить себе, что издержки на работу и переход посетителя с поиска на сайт составляют, условно, 5 копеек. Т.е. если сайт возвращает «Гуглу» с 10 000 посетителей менее 500 рублей, то он работает себе в убыток. А это не благотворительная организация!
Вот и пришел на майские 2021 года многим средним и мелким новостным СМИ «Гуглов день».
Политический аспект
Вскоре после начала российской спецоперации на Украине несколько крупнейших российских интернет-изданий исчезли из рекомендательных блоков «Гугл» (Google Discovery). Вот как это выглядело на примере издания «Лента.ру».
Есть ли здравый смысл?
Рассмотренные выше примеры касались он-лайн СМИ и новостных проектов. И проекты эти основную долю трафика получали по запросам со словом «Новости». Посмотрите на поисковый потенциал нескольких подобных фраз.
Практика предыдущих запретов и отключений показала, что «калитку» в интернет закрыть невозможно. В любом заборе можно найти дырку.
Исходя из здравого смысла, получается: «Гугл» будет доступен при любом раскладе, кроме собственной кончины.
Но вероятность того, что он выстрелит себе в голову, лишь бы не допустить россиян к своему поиску, невероятно мала.
Дмитрий Васильев
SЕО-почемучка (t.me/seopochemuchka)