Затишье в секторе Газа вряд ли станет постоянным, арабы с евреями не договорятся никогда
Израиль и палестинское движение ХАМАС на 465-й день войны достигли соглашения о прекращении огня и освобождении заложников. Соглашение вступит в силу 19 января, сообщил премьер-министр Катара, глава МИД Мухаммед бен Абдеррахман Аль Тани.
«Посредникам из Катара, Египта и США удалось достигнуть соглашения о прекращении огня между сторонами конфликта в секторе Газа», — отметил Аль Тани.
Движение ХАМАС также подтвердило достижение соглашения и поблагодарило «всех, кто выражал солидарность с сектором Газа и поддерживал палестинцев».
Особенно посредников в лице Катара и Египта, усилиями которых, как отмечается в заявлении Telegram-канала движения, «достигнуто соглашение, которое завершит страдания палестинского народа в Газе».
Предполагается, что реализация соглашения пройдет в три этапа.
По словам Аль Тани, которые приводит египетский новостной ресурс Ahram Online, в рамках первой фазы соглашения (на нее отводится 42 дня) ХАМАС отпустит 33 израильских заложника из оставшихся в плену 94, включая женщин, детей, пожилых и раненых гражданских лиц.
В ответ израильская сторона обязуется освободить 110 палестинских заключенных, приговоренных к пожизненному заключению. И еще тысячу, задержанных после эскалации в Газе и не принимавших участия в нападении на еврейское государство 7 октября 2023 года.
Начальный этап также включает постепенный вывод сил ЦАХАЛ из центральной части сектора Газа и возвращение перемещенных палестинцев на север региона.
Все это будет сопровождаться массовой отгрузкой гуманитарной помощи в анклав, в том числе топлива и предметов первой необходимости для граждан, потерявших свои дома.
Переговоры о реализации второго этапа начнутся на 16-й день прекращения огня. Ожидается, что он будет включать в себя установление постоянного режима прекращения огня и полный вывод израильских войск, в том числе из коридора Нецарим, делящего Газу на две части.
В этот же период будут освобождены все оставшиеся заложники, в том числе израильские солдаты-мужчины.
А в ходе реализации третьей фазы родственникам вернут тела погибших пленных, захваченных ХАМАС в октябре 2023, и начнется восстановление Газы под руководством Египта, Катара и ООН.
Многие политические лидеры уже выразили надежду, что соглашение приведет к всеобъемлющему миру. Однако, учитывая отношение сторон друг другу, говорить со 100-процентной уверенностью, что оно будут надежно соблюдаться, кажется преждевременным. Тем более что все договоренности о прекращении огня ранее постоянно срывались.
Вот и теперь, как утверждает телеканал Al Jazeera, всю минувшую ночь и все утро Израиль бомбил сектор Газа. Пострадал лагерь беженцев и жилые кварталы. Погибших и раненых десятки. Понятно, до часа Х еще есть время. Но все же…
Оценить перспективы нового соглашения «СП» попросила политического эксперта, доцента кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД России Владимира Шаповалова:
— Прежде всего, я бы не стал категорично утверждать, что это соглашение вступит в силу и будет соблюдаться сторонами. Тому есть несколько причин, в том числе сложная расстановка политических сил в самом Израиле и израильском правительстве. Так что есть вероятность того, что соглашение будет сорвано — это первый момент, на который нужно обратить внимание.
Но даже если соглашение вступит в силу и будет соблюдаться сторонами, конфликт, конечно, на этом не завершится. Этот конфликт, напомню, продолжается многие десятилетия — фактически уже больше 100 лет, если мы берем период британского доминиона. И его причина не в том, что произошло в октябре 2023 года, когда ХАМАС атаковал Израиль и захватил заложников.
Причина — очевидная несовместимость целей и задач палестинских общественно-политических сил (не только движения ХАМАС, но и прочих) и израильского государства. Несовместимость эта состоит в том, что Палестина борется за независимость, за реализацию резолюции ООН о создании двух государств.
А Израиль отрицает возможность создания независимого палестинского государства. Именно это является ключевым фактором противостояния, а все остальное — средства достижения данных двух целей.
Но на данный момент ни одна из сторон в целом не достигла своих целей. Следовательно, конфликт будет продолжаться дальше.
«СП»: Может ли со сменой американской администрации что-то измениться?
— Не думаю, что приход к власти Дональда Трампа, который не скрывает своих симпатий к Израилю в целом и к Нетаньяху в частности, будет способствовать нахождению каких-то компромиссных позиций. Наоборот, скорее всего это придаст импульс к развитию конфликта.
Ситуация в самом Израиле — еще один важный фактор, связанный с этим конфликтом. В стране сейчас сложная внутриполитическая ситуация, есть достаточно большие группы оппонентов нынешнего премьера, которые выступают против Нетаньяху, критикуя его и слева, и справа. И с либеральных, и с ультраконсервативных позиций. Что также нужно учитывать.
«СП»: Израиль за эти более чем пятнадцать месяцев убил десятки тысяч мирных палестинцев, из которых 17 тысяч — дети. Он как-то ответит за это?
— Безусловно. Палестино-израильский конфликт мы должны вписывать в целом в ситуацию на Ближнем Востоке и в те, так сказать, тенденции, которые развиваются в ближневосточной политике.
Есть мнение, что Израиль нанес поражение Ирану, его прокси распылены и деморализованы. Но это мнение не в полной мере соответствует реальности. Действительно, Израиль сделал все для того чтобы, так сказать, разбить проиранские силы. И ситуация в Сирии этом свидетельствует.
Только это конфликт имеет очень долгую перспективу и, по сути, только начинается. Иран для израильского государства по-прежнему представляет опасность. Но усиление Ирана будет происходить, и в перспективе, конечно, это очень серьезная угроза для Израиля.
Не стоит сбрасывать со счетов и антиизраильскую риторику турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана. Здесь необходимо подчеркнуть, что мы видим ситуацию, при которой турецко-израильские отношения «эволюционировали» от союзных (15−20 лет назад), до враждебных в настоящее время.
То же самое, кстати, произошло и с израильско-иранскими отношениями. В период до 1969 года Иран был союзником Израиля.
«СП»: Получается, что союзников в регионе у Израиля сегодня нет?
— И при этом есть две региональных державы, которые являются в разной степени, с разными целями и причинами, но врагами Израиля. Это Иран и Турция.
Третья региональная держава — Саудовская Аравия — также не является другом и союзником Израиля. Здесь необходимо подчеркнуть, что, с одной стороны, были сорваны задуманные администрацией Джо Байдена соглашения между Израилем и Саудовской Аравией. Срыв этих соглашений произошел как раз в рамках нынешней эскалации палестино-израильского конфликта.
С другой стороны, как известно, в прошлом году при посредничестве Китая и косвенным образом России осуществилась нормализация отношений между Саудовской Аравией и Ираном. И в этом контексте мы должны рассматривать ситуацию на Ближнем Востоке в среднесрочной перспективе как неблагоприятную для Израиля.
Более того, по всей вероятности, с точки зрения возможностей обеспечения собственных интересов эта ситуация для еврейского государства будет только усугубляться.