Осталось взять под контроль Харьков, Днепропетровск, Запорожье, Николаев и Одессу
России необходимо открыть второй наземный транспортный коридор в Крым, освободив для этого Харьков, Днепропетровск и Запорожье, считает член главного совета военно-гражданской администрации Запорожской области Владимир Рогов.
Ранее стало известно об открытии автомобильного сообщения между материковой части России и Крымом через народные республики Донбасса и освобожденные территории юга Украины. Маршрут проходит из центральных российских регионов через приазовскую часть — Мариуполь (ДНР), Бердянск, Мелитополь (Запорожская область) и Херсонскую область.
«Сухопутный коридор запущен. Он безопасен. Там военных действий нет. Линия боевого соприкосновения отодвинута значительно на север. Гражданский и грузовой транспорт может беспрепятственно добраться из регионов центральной России в Крым через народные республики Донбасса и освобожденные области Украины. В перспективе важно запустить полноценный коридор по трассе Москва-Симферополь, которая проходит через Харьков, Днепропетровск и Запорожье. Эти города однозначно должны быть освобождены», — рассказал Рогов РИА Новости.
Он подчеркнул, что трасса Москва-Симферополь является прямым транспортным коридором, связывающим столицу России и столицу ее субъекта Республики Крым.
«Важно, чтобы эти города были связаны напрямую транспортным коридором, как это было раньше», — заявил Рогов.
Насколько там безопасно, еще большой вопрос. Навряд ли гражданский транспорт в ближайшее время пойдет по это дороге с сомнительным правовым статусом.
В любом случае, наверное, Харьков, Запорожье и Днепропетровск (и не только) стоило бы освободить по куче других причин…
— Думаю, Владимир Рогов абсолютно прав. Настоящий сухопутный коридор в Крым — это именно Москва-Харьков-Днепропетровск-Херсон-Симферополь, — считает доктор филологических наук, военно-политический эксперт Владимир Сапунов.
— Он наиболее удобен и надежен в плане логистики и транспортировки грузов. Поэтому и был главной транспортной артерией между Москвой и Крымом в советское и раннее постсоветское время. Освобожденный маршрут Мариуполь-Херсон-Симферополь тоже, конечно, очень важен, но с точки зрения грузоперевозок он менее удобен, и, скорее просто является гарантией сухопутного коридора в Крым как такового. И прежде всего с точки зрения гражданских перевозок и страховки сообщения между морями, а также наземного сообщения в случае непредвиденных ситуаций на Крымском мосту. И то, что после открытия железнодорожного сообщения через Керченский пролив цены в Крыму не снизились, как ожидалось — тому подтверждение. Пока грузоперевозки товаров народного потребления и продуктов по железной дороге в Крым, увы, невыгодны. А открытие нового сухопутного коридора снизит ненужные нагрузки на железные дороги в Краснодарском крае и Крыму и сделает железнодорожные перевозки более рентабельными.
«СП»: — Какой вообще статус будут иметь эти коридоры? Будет ли по ним ездить гражданский транспорт? Выходит, чтоб из Москвы добраться в Крым, придется проходить границу РФ и ДНР, потом ехать по территории с непонятным статусом, потом снова пересекать границу, чтобы въехал в Крым. Кто ж так будет ездить?
— Этот коридор важен прежде всего с точки зрения грузопотоков. Но и для гражданского населения это может стать вполне удобным путем. Особенно для жителей Черноземья, Центральной России. Что касается границ ДНР и ЛНР, то, надеемся, их скоро не будет — республики станут частью России. И уже тем более, если решать такие масштабные задачи, как освобождение Харькова и Запорожья, вопрос о включении Донбасса в состав России надо оформлять как можно быстрее. Кстати, путь из Харькова в Запорожье через ДНР не проходит, как раз если ехать через Воронеж и Ростов, то да. Так что границу скорее с ХНР придется пересекать.
«СП»: — Только ли ради этих коридоров стоит освобождать Запорожье, Днепропетровск и Харьков? Или есть более веские причины?
— Более веские причины — это освобождение русских земель, их денацификация, отмена насильственной украинизации, деманкуртизация русских людей. Но это как раз тот случай, когда идеологические и экономические причины только дополняют друг друга.
«СП»: — Что будет стоить нам это освобождение? Как в плане военных усилий, так и в плане последствий международной реакции?
— Без цели освобождения Харькова эту операцию вообще не стоило и начинать. Как и без освобождения Николаева и Одессы, выхода к Приднестровью. Напомним, последнее было объявлено одной из целей второго этапа операции заместителем командующего ЦВО Рустамом Миннекаевым. На днях Путин еще раз вспомнил, что Новороссия никакого отношения к Украине исторически не имеет. Так что в отношении целей будем оптимистами, после разгрома донбасской группировки ВСУ надо будет обязательно проводить и Харьковско-Сумскую операцию, и освобождать Николаев и Одессу. Несомненно, вопрос освобождения Запорожья и Днепропетровска тоже должен быть одним из краеугольных камней операции — на следующих этапах. Пока же Харьковский фронт используется как второстепенный — для сковывания и напряжения сил противника, а штурма этого города до решения проблем на Донбассе стоит ожидать едва ли. Сюрпризы не исключены, но маловероятны.
В военном плане все это будет непросто, учитывая то, что укронацисты используют тактику живого щита и выжженной земли. Но выхода все равно нет. Будем надеяться, что после разгрома на Донбассе самой боеспособной украинской группировки, дух украинской армии упадет настолько, что решать задачи станет проще, скажется нехватка боеприпасов, техники и живой силы. Международная реакция? Мы еще помним это словосочетание?
«СП»: — Если не освобождать эти города, то что? Есть ли иные варианты, как с ними поступить?
— Надеюсь, военно-политическое руководство России даже не рассматривает вариант не освобождать Харьков, Одессу, Запорожье. Повторюсь — без взятия Харькова и Одессы операция вообще не будет иметь смысла. Не оставлять же Белгород прифронтовым городом — смешно такое просто предположить. Падение Одессы вычеркнет Украину из списка морских держав, сделает ее малопривлекательной для Запада в плане грузопотоков. Ну а для надежного сухопутного пути в Крым, конечно, нужно освобождать вышеуказанный пояс. Причем, чтобы это был действительно спокойный транспортный коридор, а не артиллерийский тир для войск с неосвобожденных украинских территорий. Да и вообще нужно освобождать и возрождать всю Новороссию.
Однако не все эксперты настроены столь оптимистично.
— Неоднократно замечено, что с призывами об освобождении тех или иных территорий Украины от бандеровщины выступают те, кто оказался в политической эмиграции, причем вне зависимости от реальных возможностей России и реальной ситуации на этих территориях, — считает историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
— Иными словами — налицо фактор личной заинтересованности. Не хочу ни на кого и ни на что указывать пальцем, но результаты такой заинтересованности уже приводили к печальным последствиям.
«СП»: — По-вашему, России не нужен этот второй коридор?
— Давайте как следует наладим уже имеющийся сухопутный коридор в Крым по северному побережью Азовского моря, а потом уже будем думать и об остальных. Того коридора через Донбасс и Северную Таврию, что есть сейчас, на ближайшее время хватит, а обустраивать его придется весьма серьезно. И самое главное — решить вопрос с безопасностью: если в Донбассе проукраинское подполье практически уничтожено, то в Северной Таврии оно по прежнему представляет угрозу.
«СП»: — В чем вообще преимущество этих коридоров?
— Материковый коридор в Крым отличается от моста через Керченский пролив значительно большей пропускной способностью и тем, что имеет в разы меньше узких мест, чем изобилует маршрут через Тамань. Но самое главное: Перекопский переешеек — это неуничтожаемый мост на непотопляемый авианосец.
«СП»: — Только ли ради этих коридоров стоит освобождать Запорожье, Днепропетровск и Харьков? Или есть более веские причины?
— И самый главный вопрос: стоит ли освобождать в принципе? Если насчет Запорожья и Харькова у меня сомнений мало, хотя и есть, то насчет Днепропетровска они огромные: местное население там настроено совсем не за нас. Забирать территорию с враждебно настроенными жителями — далеко не лучший сценарий.
Самое главное к чему стоит приготовиться — к масштабной гуманитарной катастрофе, которая станет результатом боевых действий. Давайте не будем строить иллюзий, что после поражения в Донбассе фронт обрушится и украинская армия побежит, сверкая пятками. Сейчас Киев превращает и Харьков, и Днепропетровск, и Запорожье, и Николаев с Одессой в мощные узлы обороны. И это означает, что в ходе боевых действий будет полностью разгромлена вся жизненно важная инженерная инфраструктура. Заметим, что сражение за Донбасс завершится никак не ранее конца августа, следовательно, битва за вышеупомянутые города развернется уже осенью. Что такое накануне зимы остаться без газа, электричества, воды и отопления — понятно всем. Снова появятся мощные потоки беженцев. А если помножить эти все неурядицы на общий развал украинской экономики, то масштабы социального кризиса даже сложно представить.
Понятно, что Киев попытается разыграть карту беженцев и вынужденных переселенцев, чтобы надавить на Россию с целью подписания невыгодного для нас мира. Однако вынудить победителя отказаться от достигнутых успехов — задача очень даже непростая, и инструментов у Запада с каждым днем все меньше.
Есть и другой вариант: Украина к тому времени полностью утратит жизнеспособность и будет попросту разделена соседями. Как по мне — это самый оптимальный сценарий.