У президента Франции есть свой коммерческий интерес в Одессе и Николаеве, поэтому он пытается изобразить Наполеона
Президент Франции Эммануэль Макрон решил показать всему миру, что он не отстает от президента США Дональда Трампа. Или по крайней мере пытается не отставать. Хотя в Европе, да и в самой Франции в этом многие сомневаются.
Как известно, в понедельник в Париже по инициативе президента Франции прошел неформальный саммит некоторых европейских лидеров. Обсуждали ситуацию на Украине и безопасность в Европе в свете переговоров России и США. Девизом этой странной встречи вполне могли бы стать слова из известного советского фильма: «Шеф, все пропало!».
А во вторник, после завершения переговоров между Россией и США в Эр-Рияде, Макрон заявил, что готов провести телефонный разговор с президентом России Владимиром Путиным «в подходящий момент».
Поведение Эммануэля Макрона выглядит по меньшей мере странно на фоне его планов развернуть на Украине европейский воинский контингент от 25 до 30 тысяч военных, то есть 5 или 6 сухопутных бригад натовского образца.
Официально они будут действовать как «силы сдерживания», но на самом деле это будет оккупационный корпус, как в Ираке или Афганистане. Решение об этом обсуждалось буквально в понедельник.
И вот, забыв про все ранее сделанные заявления, президент Франции призывает российских и украинских представителей сесть за стол переговоров. Макрон также сообщил, что провел встречи с несколькими европейскими лидерами, а также поговорил с президентом США Дональдом Трампом и украинским президентом Владимиром Зеленским. «Мы стремимся к прочному и долгосрочному миру на Украине.
Чтобы достичь этого, Россия должна прекратить агрессию, и это должно сопровождаться прочными и надежными гарантиями безопасности для украинцев", — написал Макрон в соцсети.
Ну, поговорить-то можно. Дальше что? И вообще, что за чудесное превращение случилось с президентом Франции, который из отъявленного ястреба буквально за день превратился в голубя мира? Значит ли это, что в Европе после российско-американских консультаций в Эр-Рияде пересмотрят свой курс? С таким вопросом мы обратились к политологу, директору Института современного государственного развития Дмитрию Солонникову.
— Поговорить с Макроном Владимир Путин, конечно, может, но я не думаю, что позиция Евросоюза и НАТО, которую решил представлять Макрон, в чем-то изменилась. Его точка зрения, насколько мне известно, остается прежней: это непризнание за Россией новых территорий и требование вернуться к границам 2014 года.
Активность Макрона понятна: он увидел, как изменилась позиция Трампа и решил, что называется, «быть в тренде». Разумеется, Франция — субъект международных отношений и может высказывать свою точку зрения. Но этот субъект на сегодня слабый и зависимый от Соединенных Штатов.
«СП»: Трамп ведь тоже не против ввода на Украину европейских военных, но американских военных там точно не будет. Нет ли у вас впечатления, что Трамп хочет воевать на Украине с Россией силами Европы?
— Цель Трампа — вывести США из российско-украинского конфликта. Глава Пентагона уже выдвинул требование к европейским странам НАТО — на 5% увеличить военные расходы. Все бремя военных расходов на Украине США ненавязчиво перекладывают на Европу. Но при этом Европа пытается показать, что у нее есть своя точка зрения.
Однако, максимум, чего удастся добиться Макрону — это на каком-то этапе подключиться к российско-американским консультациям по украинскому конфликту. Разумеется, если Трамп даст «добро» и если Владимир Путин не будет против.
Но, на мой взгляд, быстрых решений не будет, основные задачи России — демилитаризация и денацификация Украины — пока не обсуждаются, а это значит, что все остается как есть. Нам надо сначала победить, а потом уже договариваться, иначе не получается, — считает политолог Дмитрий Солонников.
Некоторые обозреватели начали склоняться к мнению, что атмосфера между Трампом и агрессивно настроенной частью Европы начала накаляться. Тайный европейский саммит в Париже — тому доказательство. Некоторые европейские лидеры рассчитывают, что под их давлением Трамп даст задний ход.
Сможет ли Европа в сложившихся условиях играть какую-то самостоятельную роль и продвигать свою линию? И вообще, с чем связано столь быстрое и неожиданное преображение взглядов Макрона? С таким вопросом мы обратились к доктору политических наук, профессору МГУ им. Ломоносова Андрею Манойло.
— Мотив Макрона абсолютно понятен: его рейтинг во Франции снижается на протяжении уже нескольких месяцев и сейчас составляет всего около 20%. Это то главное, что побуждает президента Франции вмешиваться в украинский конфликт: таким образом он пытается переключить внимание французов с провалов во внутренней политике на внешнюю.
Но что бы не предпринимал и не предлагал Макрон, для Трампа он — «мелочь». Максимум, на что пойдет Трамп — это на использование европейского воинского контингента на Украине, при этом американские войска Трамп на Украину отправлять не собирается.
«СП»: Вы полагаете, европейский воинский контингент под видом «сил сдерживания» все же будет направлен на Украину?
— Я в этом сильно сомневаюсь. Зеленский заявил Макрону, что ему нужны не миротворцы, он заинтересован в войсках на линии огня. Но европейцы не готовы получать цинковые гробы с Украины. Это приведет еще больше к падению рейтинга того же Макрона. Он это понимает, поэтому и начал разговор об участии Европы в переговорах.
«СП»: Могут ли представители европейских стран и Украины быть включены в переговоры между Россией и США?
— Макрона Трамп точно не пригласит на переговоры, это фигура не того масштаба. Думаю, переговоры вообще пока будут идти без представителей Европы и Украины. С Зеленским Трамп не договорился изначально.
Ведь с чего все началось? Трамп позвонил Зеленскому и потребовал возврата части долга, речь шла о военных расходах. Зеленский за эти деньги так и не смог отчитаться.
Тогда Трамп поставил условие: Украина будет расплачиваться полезными ископаемыми, причем 50% вперед. Очень похоже на тактику микрофинансовой организации, правда? Зеленский отказался.
Тогда Трамп стал действовать по принципу: если мы не договариваемся — я договариваюсь с твоим противником. И сразу позвонил Путину, с которым у него сложился нормальный контакт.
После этого Трамп решил: зачем ему несговорчивый Зеленский и такой же Евросоюз? Это будет лишним звеном, проще иметь дело с Россией, и все решать напрямую.
«СП»: То есть Макрон опоздал со своим предложением?
— Трамп опередил его и тактически, и стратегически. Теперь Макрон пытается «выглядеть как Трамп», но у него это плохо получается. Путин может переговорить с Макроном по телефону, но не думаю, что разговор будет результативным.
Трамп ведь четко обозначил границы: «Европа и Украина в переговорах не нужны». Ну, а «детский саммит» в Париже напомнил фразу из популярного советского фильма «Шеф, все пропало!». Это со стороны тоже выглядело смешно. Трамп дал понять, что он будет делать деньги и на Украине, и на Евросоюзе, но при этом серьезные политические переговоры вести с Россией.
«СП»: Не оставляет мысль, что у Макрона, который пытается копировать Трампа, тоже имеет какой-то свой личный бизнес-интерес на Украине…
— Это так, Макрон проявляет интерес к Одессе и Николаеву, там у него не миротворчество, а вложенные французские активы. Так что и тут он пытается подражать Трампу. Но со стороны это выглядит жалко и смешно.