Украина 30 лет стоит в очереди в НАТО, а её обходят Северная Македония, Босния и прочие карлики
Украина говорит о своем желании вступить в НАТО. В её конституции записано, что эта страна ставит своей целью членство в альянсе. Однако, проблема состоит в том, что никто Украину туда не принимает и принимать в обозримом будущем не намерен.
Сегодня все вспоминают частушки, вспомню и я в этой связи:
Выхожу я танцевать,
Начинаю воображать.
У меня четыре брата,
Все поехали рожать.
Почему страны хотят вступать в международные альянсы? Джованни Арриги, один исследователь современного общества, специалист по мир-системному анализу, указывает на то, что правящий класс может пожертвовать частью своей независимости (вступление в один блок с более могущественными государствами это подразумевает) в обмен на выгоды и привилегии, которые компенсируют и перевешивают частичную утрату самостоятельности.
В обмен на следование в фарватере политики великих держав, правящая группа менее мощной страны — участницы блока — получает от него военную защиту — защиту от тех соседних государств, которые она воспринимает наиболее негативно.
Так же правящая группа приобретает возможность наладить выгодные ей экономические связи внутри избранного ей блока.
И наконец, силы блока могут защитить правящий класс страны в случае социальных восстаний низов. Например, есть основания считать, что войска НАТО могли вмешаться, с целью подавить революцию 1968 года во Франции, когда 10 миллионов рабочих забастовали и некоторые из них стали захватывать фабрики в самоуправление, в то время как студенты захватили университеты и Париж стоял на грани восстания.
Словом, стремление руководства Украины вступить в НАТО было бы объяснимо… если бы оно опиралось на реальные возможности.
Сегодня в НАТО состоят 30 стран. Последним государством, которое туда приняли, стала Северная Македония — это случилось в 2020 году. В то же время Босния и Герцеговина получила план действий по членству в НАТО (ПДЧ).
Когда и если страну и в самом деле намерены принять в НАТО, она получает от блока дорожную карту — ПДЧ, предусматривающий приведение данной страны в соответствие со стандартами альянса: политическими, военными, правовыми и экономическими. Сегодня ПДЧ предложен Боснии и Герцеговине. Население БиГ составляет 3,2 млн человек, а её 10-тысячная армия имеет на вооружении целых 40 устаревших американских танков.
В то же время, разговоры о возможности членства Украины в НАТО и её диалог с Североатлантическим альянсом ведутся почти с момента получения независимости, с начала 1990-х годов, т.е. уже 30 лет, хотя и с перерывами. В начале 2008 года руководство НАТО получило письмо от руководства Украины с просьбой присоединить Украину к плану действий по членству в НАТО (ПДЧ). Но Украина столкнулась с отказом, поскольку Германии и Франция выступили противниками её интеграции.
В 2010 году с приходом к власти президента Виктора Януковича, он объявил о внеблоковом статусе Украины, однако уже в 2014 году Верховная Рада отменила его. В 2017 году Украина изменила законодательство: членство в НАТО было провозглашено одним из внешнеполитических приоритетов, а затем в 2019 году были приняты поправки на уровне конституционной нормы, которые утвердили стратегический курс на получение членства в НАТО.
Но все эти усилия ни к чему не привели. Никто Украине ПДЧ не предложил. Вероятно, членство Македонии и Боснии для НАТО важнее.
Когда обсуждаются эти вопросы, часто указывают на коррупцию на Украине, как на явление, несовместимое с членством в НАТО. Увы, Босния и Герцеговина, если верить данным Transparency International, по Индексу восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index, CPI) за 2021 год находится в списке буквально рядом с Украиной. Как можно видеть на этом примере, ни коррупция, ни экономическая и военная мощь не являются, как ни странно, факторами, определяющими членство в блоке.
Конечно, большое значение имеют Крым и Донбасс. «Главный фактор, который нас отдаляет от НАТО по сравнению с ситуацией 2008 года, — международное положение. Тогда мир был более безопасным и предсказуемым, чем сейчас. Международное положение продолжает меняться в худшую сторону для Украины», — это мнение принадлежит эксперту Международного центра перспективных исследований Николаю Капитоненко. Он указывает на то, что в 2008 году США и ряд других стран НАТО симпатизировали идее предоставить Украине план действий по членству в НАТО — ПДЧ, но с тех пор позиция многих стран изменились. Альянс опасается, что вступление в него Украины приведёт к его втягивание в военные действия с Россией. Это была бы ситуация когда «хвост виляет собакой».
Да, НАТО поставляет на Украину современные противотанковые ракетные установки и стингеры, но это уже другой вопрос — в конце концов, стингеры поставлялись и афганским моджахедам, сражавшимся против СССР, но в НАТО их, конечно, никто не звал.
Эти соображения политолога разумны. Однако, отказ НАТО принять Украину имел место и в 2008 году, до событий в Крыму и Донбассе. На Бухарестском саммите 2008 года Украина не получила план действий по членству в НАТО (ПДЧ) прежде всего из-за оппозиции двух наиболее влиятельных европейских держав: Германии и Франции. Разумеется, Россия и тогда считала, что Украина находится в её сфере влияния.
Германия и Франция являются крупными покупателями российских энергоносителей (прежде всего, это относится к Германии), а так же обе страны до некоторой степени проводят самостоятельную от США политику. Отсюда некоторое их сопротивление и попытки выстраивания отношений с Ираном или Россией, оппонентами США. И хотя в целом Германия и Франция следуют в фарватере американской политики, у них есть свои особые интересы, что проявляется в критике анти-иранских санкций или в нежелании ссориться с Москвой из-за Украины.
Суммируя сказанное: в обозримом будущем Украину в НАТО не примут. Здесь иллюзия, не имеющая под собой оснований.
Проблема состоит в том, что данную иллюзию разделяют большинство граждан Украины. Так, в апреле 2021 года был опубликован социологический опрос, согласно которому почти 64% жителей страны полностью или частично поддержали идею вступления в НАТО. Такая позиция связана с российско-украинским конфликтом, однако, она плохо увязывается с политической реальностью. Как говорится, полдела сделано, осталось только уговорить невесту. Но невеста (НАТО) всё никак не соглашается.
Украинские политики, управляющие государством, оказались в щекотливой ситуации. Они не пытаются разрушить иллюзию о возможности вступления страны в НАТО, поскольку это могло бы вызвать негативную реакцию в обществе по отношению к ним. Но они так же бессильны в том, что касается обеспечения членства Украины в НАТО. Они не могут отказаться от обещаний привести страну в НАТО, и не в силах их исполнить.