Отказ от принятия санкций грозит Венгрии серьезными экономическими проблемами
Европейская комиссия рекомендует сократить финансирование Венгрии из-за опасений, связанных с коррупцией в администрации премьер-министра страны Виктора Орбана, сообщает Bloomberg со ссылкой на высокопоставленных чиновников ЕС.
«Исполнительный орган Европейского Союза планирует рекомендовать сократить финансирование администрации премьер-министра Виктора Орбана из-за опасений по поводу широко распространенного взяточничества», — говорится в сообщении агентства.
По информации агентства, ЕК выдвинет соответствующую инициативу 18 сентября. Окончательное решение по этому вопросу будет принято в течение трех месяцев. Для вступления указанного плана в силу необходимо, чтобы за него было отдано квалифицированное большинство голосов.
При этом, как рассказал один из собеседников агентства, ЕК планирует предложить лидерам ЕС дать Орбану время на выполнение обязательств по противодействию коррупции.
Сообщается также, что Венгрия стала первой страной, правительство которой подверглось расследованию в соответствии с новыми правилами, которые позволяют ЕС наказывать страны, подрывающие его финансовые интересы. Еврокомиссия потратила несколько месяцев на расследование якобы коррупционных схем в кабмине Орбана.
Ранее стало известно, что власти Венгрии решили создать в стране независимый орган для борьбы с коррупцией, а также поручили создать систему оценки госзакупок. Как сообщало издание Nepszava, нововведения связаны с претензиями Еврокомиссии и желанием Орбана получить материальную поддержку от Брюсселя.
Судя по всему, желание это вряд ли исполнится. Напротив, Венгрия лишится денег, и ее положение ухудшится. Очевидно, что цель не якобы коррупционные схемы Орбана, а сам Орбан, который давно не устраивает Брюссель, и которого в ЕС давно хотят убрать от власти.
Главная претензия к нему — отказ от антироссийских санкций. Не из-за этого ли Брюссель решил лишить денег Будапешт?
— По большей части, это наказание Венгрии за её «неправильную» позицию в отношении России, — уверен доцент факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения РГГУ Вадим Трухачев.
— Хотя у руководства ЕС были к венграм и другие вопросы. Основной — нарушение Венгрией принципа разделения властей. В частности, по нормам ЕС Центробанк должен быть независимым, но Орбан подчинил его себе. Плюс надзорный орган за СМИ. Плюс упорное нежелание Венгрии принимать беженцев с Ближнего Востока. Наконец, ЕС не нравятся венгерские законы против ЛГБТ-пропаганды. Словом, претензий накопилось много.
«СП»: — На сколько могут сократить финансирование?
— Пока точную цифру назвать нельзя. Но это будет достаточно чувствительно, учитывая, что Венгрия относится к бедным по европейским меркам странам. И помощь из фондов ЕС служит ей солидным подспорьем.
«СП»: — На что в итоге могут прогнуть Орбана? Присоединиться к санкциям?
— Орбана и так прогнули — к санкциям Венгрия присоединилась. Ко всем шести пакетам она присоединилась полностью. Запреты на въезд для российских чиновников, закрытие неба ЕС для российских самолётов, отъём собственности российских граждан… Нефть, газ и визы — то, к чему она не присоединилась.
Вероятно, главное, на что его хотят прогнуть — чтобы он отказался от совместного с Росатомом проекта расширения АЭС в Пакше. Кроме того, от него ждут, чтобы он временно прекратил обсуждать тему положения мадьяр на Украине.
«СП»: — По-вашему, Брюссель этим удовлетворится? Или его главная цель — убрать Орбана?
— Его цель — убрать Орбана. Но пока нет удачного повода — приходится довольствоваться тактическими вещами.
«СП»: — Без Орбана Венгрия изменится? Тоже перейдет в стан русофобов? Насколько велика роль его личности в политике страны?
— Очень велика. Орбан — самый яркий политик современной Европы. Без него Венгрия наверняка перешла бы в русофобский лагерь. С единственной оговоркой: о правах мадьяр в Закарпатье не забудет ни одно венгерское правительство.
«СП»: — Bloomberg пишет, что Венгрия стала первой страной, правительство которой подверглось расследованию в соответствии с новыми правилами, которые позволяют ЕС наказывать страны, подрывающие его финансовые интересы. Кто еще может попасть под раздачу в случае успеха?
— Следующий кандидат — Польша. К ней тоже накопилось много вопросов. Другие пока не просматриваются.
— Конечно, Венгрия для Брюсселя как кость в горле, — согласен советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Поэтому основная цель наказать и убрать несговорчивого лидера
«СП»: — Ранее Венгрия неоднократно заявляла о том, что ЕС может ослабить или вовсе отменить санкции. Это хотелки? Или на то есть предпосылки?
— С одной стороны, ЕС придерживается довольно последовательной политики на санкционное давление в отношении России. С другой стороны, внутри ЕС есть скрытая оппозиция этой линии. Поэтому в данном случае голос Венгрии — это как раз голос этой оппозиции. Венгры не одиноки, но пока у «партии мира» значительно более слабые позиции.
«СП»: — Если сократят финансирование, сильно это ударит по Венгрии, тем более, в условиях кризиса?
— Конечно, ударит. Венгерская экономика дотационная, как и у большинства стран Восточной Европы. На это и расчет.
«СП»: — Что Брюссель хочет от Венгрии?
— Думаю, ключевая задача — убрать Орбана. Потому что, если его убрать, все остальное разрешится само собой.
«СП»: — На какие уступки может пойти Орбан?
— Венгрия будет вынуждено следовать в фарватере европейской политики в отношении РФ, хотя, если Орбан останется у власти, усердствовать в русофобской риторике Будапешт, конечно, не станет.
«СП»: — Заставят в итоге поддержать потолок цен на российскую нефть и отказаться от российского газа?
— Учитывая, что в самом ЕС до сих пор нет единства по этому вопросу, а от газовой зависимости так просто не уйти, то в ближайшее время это вряд ли возможно.
«СП»: — Есть ли у Запада рычаги воздействия на другие страны, не поддержавшие санкции? Турция? Грузия? Индия и Китай?
— ЕС может использовать экономические рычаги в отношении стран-членов, а также зависимых стран, таких, как Сербия. С Турцией у ЕС также высокая степень экономической взаимозависимости, но тут в случае чего и Анкара имеет что ответить. Поэтому ссориться с Эрдоганом в ЕС не будут. Что касается более удаленных стран, таких, как Индия или Китай, то здесь способов воздействия ещё меньше, хотя при желании ЕС может попытаться «наказать» те или иные китайские корпорации, как это в свое время проделали США с Huawei.