У евроатлантических политиков весеннее военное обострение — они уговаривают себя, что воевать с Россией это круто
Парламентарии стран НАТО на своей весенней сессии в Софии большинством голосов одобрили поправку в итоговую декларацию, разрешающую Украине атаковать объекты на территории России с использованием оружия НАТО. Инициативу не поддержали представители 9 стран.
Согласно декларации, Киеву дозволено атаковать «легитимные цели» на территории России. Также большинство депутатов проголосовало за заявление о поддержке Украины вплоть «до ее победы».
В весенней сессии Парламентской ассамблеи НАТО участвует около 400 парламентариев стран НАТО и 25-ти стран-партнеров организации.
Ранее общественность была взбудоражена призывом генсека Североатлантического альянса Йенса Столтенберга к странам НАТО снять ограничения на удары Украины западным оружием по объектам на признанной на международном уровне территории России. Чиновник считает, что странам альянса «пришло время рассмотреть, стоит ли снимать некоторые ограничения» по вопросу поставок оружия Киеву.
В Европе это заявление было принято весьма неоднозначно. Вице-премьер Италии, министр транспорта и инфраструктуры, лидер партии «Лига» Маттео Сальвини назвал Столтенберга опасным человеком.
«Мне сообщили, что генеральный секретарь НАТО Столтенберг в Софии продолжает повторять, что итальянское и европейское оружие должно наносить удары и убивать в России. Этот господин опасен, потому что разговоры о Третьей мировой войне, о западном, европейском и итальянском оружии, способном нанести удар и убивать внутри России, кажутся мне очень, очень опасными и безрассудными. Так пусть тот, кто может, его остановит», — заявил он.
Сальвини также считает, что после подобных призывов глава НАТО «должен поправиться, извиниться или уйти в отставку».
Не поддерживают возможное использование Украиной натовского оружия для ударов по территории России и глава правительства Испании Педро Санчес, а также канцлер ФРГ Олаф Шольц.
По словам верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля, дебаты по этому вопросу в Евросоюзе набирают обороты.
Нетрудно догадаться, что кто является сторонником этой идеи. Так, президент Латвии Эдгарс Ринкевичс в интервью CNN заявил, что «не видит причин препятствовать Украине нанести удар по территории России».
По информации The New York Times, госсекретарь США Энтони Блинкен после недавнего визита в Киев собирается предложить президенту Джо Байдену снять ограничения на использование Украиной американскими оружия для ударов по российской территории.
В свою очередь пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков расценил призыв Столтенберга как официальное заявление.
«Это не может быть его личным мнением. Он официальное лицо, он является генеральным секретарем Североатлантического альянса, так это и воспринимаем. НАТО повышает градус эскалации, НАТО заигрывает с военной риторикой, впадает в „военный экстаз“. Это та реальность, с которой нам нужно иметь дело и дальше», — сказал он.
Крымский политэксперт Владимир Джаралла считает, что происходит хорошо известная в истории ситуация, когда наступает потеря контроля над происходящими событиями из-за некомпетентности и безответственности участников.
— До этого момента всё, что происходило в Евросоюзе, мы воспринимали как словесную чепуху, как некий словесный поток. Проблема в том, что происходит своеобразный самогипноз — выступая с такими заявлениями, они потом начинают увлеченно говорить об этом, как о некой реальности.
Самый яркий пример: президент Франции Макрон сказал глупость по поводу участия французских войск в этом конфликте. Все сразу поняли, что он брякнул глупость, не подумав, за ним такое не раз наблюдалось. Но, оказавшись в дурацкой ситуации, он поступил так, как он всегда поступает, к чему уже все привыкли — начал срочно придумывать на пустом месте сверхсложную схему.
В результате родилась «гениальная» идея о том, что это сделано, чтобы поставить Россию и Путина в стратегическую неопределенность, как они это красиво называют, то есть «пусть русские гадают, пойдем мы или нет». К этому процессу активно подключились «старые друзья» России — поляки и особенно прибалты, которые уже родили фразу, что готовы послать на Украину чуть ли не воинские подразделения, если будет прорыв.
Все это звучит любопытно, если смотреть на новости, но с точки зрения реальной политики заставляет пожимать плечами. Решения на этом уровне, как мы знаем, принимаются исходя из целого комплекса данных — разведывательных, дипломатических, политического анализа и военных, где четко учитываются ресурсы стран, имеющиеся возможности.
На этом фоне говорить, что есть некая загадочность, неопределенность — это глупость. Они просто пытаются прикрыть то, что оказались в дураках.
Но в результате мы видим, как из этой глупости вырастает всё более и более страшная ситуация, которую осознают буквально несколько человек в Европе. Прежде всего, Виктор Орбан, который, не стесняясь, называет вещи своими именами и до недавнего времени Роберт Фицо, ставший жертвой странного покушения.
Они видят, что в результате безответственности политиков Европа, сама того не желая, буквально втягивается в этот конфликт.
Причем никто этого не хочет, все прекрасно знают, что ни при каких обстоятельствах солдаты их стран не должны быть на Украине, потому что назад они будут ехать, если поедут, в лучшем случае в полиэтиленовых мешках. Для них это будет означать политическую смерть, тем не менее они буквально к этому идут.
«СП»: Но ведь это может привести к очень серьезной эскалации?
— К сожалению, здесь есть и наша вина. Причина в том, что в некоторых случаях наша сдержанность воспринимается ими как наша слабость. Эти самые легендарные красные линии, которые у нас являются настолько гибкими, что даже не поймешь, где ж они прогибаются и вибрируют. Каждый раз пробуя Россию на слабо и видя, что нет ответной реакции, они наглеют и продвигаются дальше. Последний пример — атака на систему ракетного предупреждения.
Нынешняя тенденция крайне неприятна, то есть европейцы в значительной степени заигрались. Пока еще есть последний момент равновесия, когда те, кто осторожен и те, кто считает, что может поиграться более серьёзно, уравновешивают друг друга, но буквально на наших глазах все может очень быстро измениться.
«СП»: Какова все-таки, на Ваш взгляд, вероятность того, что будет принято решение о нанесении ударов по объектам, расположенным более глубоко на территории России?
— Очень высокая. Мы уже видим вторую большую проблему — заявления руководителей на уровне реализации, на уровне исполнителей очень часто игнорируются. Другими словами, железное правило любой чрезвычайной ситуации — полный контроль над принятием и реализацией решений — на Западе в силу ряда обстоятельства утрачен, поэтому президенты могут говорить одно, а представители бюрократии, военной бюрократии, спецслужб могут вести свою игру, думая, что это сойдет им с рук.
К сожалению, решения о том, что ударов не должно быть, принимают, но на уровне какого-нибудь советника может быть сказано «давайте действовать и будем считать, что вы сами приняли такое решение». Мы это уже постоянно видим.