Заучивание текстов (монологов и диалогов) наизусть многократно ускоряет приближение к тому моменту, когда вы сможете свободно говорить на изучаемом языке. так утверждают авторы и школы онлайн обучения. Давайте разберемся.
Во-первых, выбирая правильные тексты, вы сможете в дальнейшем использовать фразы из них в своей речи.
Во-вторых, запоминая смысловую фразу вы, незаметно для себя, запоминаете и грамматическую конструкцию, которая помогает выразить этот смысл — экономите время и силы на изучении грамматики (об этом в статье Грамматику учить не нужно!).
В-третьих, правильно заучивая текст, вы за один присест пополняете свой словарный запас большим количеством слов.
Успех зависит от того, будете ли вы зубрить текст или усваивать его, то есть делать своим (подробнее об этом читайте здесь).
Как выучить иностранный текст
Первый этап — понять, о чем идет речь.
Если вы только начали изучать язык, то прежде прослушайте аудио-запись, пытаясь понять смысл сказанного, потом прослушайте еще раз, читая вслед за диктором. После этого прочтите текст самостоятельно (вслух или про себя — как удобнее).
Тем, кто уже хорошо может читать, на этом этапе достаточно прочесть текст про себя.
Если вы учите текст из учебника или из скачанных информационных продуктов, то продолжите чтение информацией после текста — там должен быть и список новых слов, и объяснение новых грамматических конструкций.
Переходить к следующему этапу можно только тогда, когда вы абсолютно уверены в том, что понимаете смысл каждой фразы.
Второй этап — правильное произношение
Если у вас есть аудио-запись к тексту — прослушайте ее, с карандашом в руке читая текст вслед за диктором.
Карандашом нужно отмечать повышение (↑) и понижение (↓) интонации, паузы (|), подписывать правильное произношение слов там, где у вас возникли сложности.
Прочитайте весь текст целиком вслух, обращая внимание только на правильное произношение и интонацию.
Можно сверится с транскрипцией, если она есть.
На этом этапе не должно остаться никаких сомнений в правильности произношения каждого слова.
Третий этап — заучивание маленьких кусочков
1) Прочтите вслух первый абзац или реплику в диалоге, обращая внимание на смысл сказанного.
Представьте, что это ваша прямая речь: то, что вы читаете, — это то, что вы сами кому-то говорите.
Если это текст на тему, не имеющую отношения к конкретному человеку (рассказ о строении цветка, об экономической ситуации в Японии, о достопримечательностях Рима…), то представьте, что именно вы рассказываете об этом какой-то аудитории — в большом зале для выступлений или группе туристов, например.
Если это диалог или рассказ какого-то героя о себе, то представьте, что играете в любительском театре и это — слова вашей роли. То есть вы и есть этот герой — на время спектакля.
Теперь самое главное: вы НЕ заучиваете слова своей роли, а прямо сейчас играете в этом спектакле. Или прямо сейчас рассказываете о строении цветка школьникам в классе.
Это очень хорошая публика: если вы ошиблись, она не будет свистеть в негодовании, а исчезнет и появится вновь, чтобы благоговейно внимать вашему следующему выступлению.
2) После того, как вы прочитали абзац или реплику (целиком) вслух, повторите прочитанное (тоже вслух), не глядя в текст.
Повторяйте смысл, а не набор звуков, как делают попугаи.
Например, фраза из диалога: «Где находится улица Советская?». Повторяя ее, представьте, что вы сами задаете этот вопрос прохожему, потому что вам очень нужно найти эту улицу.
Повторив, прочитайте текст, чтобы проверить себя.
Если была допущена серьезная ошибка, то снова закрывайте текст и повторяйте вслух.
И так до тех пор, пока не повторите слова первого абзаца или первой реплики без ошибок.
Запомнив первый абзац, переходите ко второму, и так далее.
Четвертый этап — запоминание текста в целом
Прочитайте весь текст вслух, обращая внимание на содержание: о чем рассказывается в первую очередь, о чем идет речь потом, какой вывод делается в конце… — то есть составьте мысленный план повествования (а если готовитесь к ответственному выступлению, то запишите его).
Потом перескажите все выученные абзацы вместе (вернее, расскажите всю выученную информацию воображаемому слушателю), держа в голове этот план.
Если вы учите диалог, то можно немножко изменять голос или переходить на шаг вправо — шаг влево, чтобы отделить реплики одного героя от другого.
Снова прочитайте текст про себя для проверки. В чем-то ошиблись — еще раз проговаривайте весь текст вслух наизусть.
Пятый этап — повторение выученного
На следующий день нужно прочитать выученный накануне текст целиком (можно про себя) и повторить его наизусть вслух.
Еще через день повторите весь текст вслух, не читая его предварительно.
После того, как расскажете то, что выучили, прочитайте, проверьте себя, если ошиблись — расскажите вновь.
В заключение
Я понимаю, что кому-то покажется излишне надуманным учить тексты, как свою прямую речь, но попробуйте хотя бы однажды. Как говорится, give it a try. Вы ничего не потеряете, а обрести можете многое.
Если у вас есть другой интересный способ учить тексты — расскажите о нем в комментарии, я с удовольствием попробую его в деле.