Как привлечь нового водителя-дальнобойщика
Несмотря на высокую заработную плату в отрасли (в среднем 130 000 рублей) и ее продолжающийся рост (на 74% за первое полугодие 2024 г.), серьезный дефицит кадров в рядах российских водителей-дальнобойщиков сохраняется. Сильнее всего проблема ощущается в транспортно-логистических компаниях Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Новосибирска.
Для привлечения новых водителей грузоперевозчики используют различные способы — от снижения требований к стажу кандидатов до начисления бонусов за безаварийную езду и выполнение установленного плана и др. Стремятся сделать более привлекательными условия труда. Они приобретают новые современные грузовики с теплыми кабинами, системами мониторинга и помощи на дороге. К другим способам мотивации относятся:
● предложение гибкого графика работы;
● добровольное медицинское страхование;
● программы лояльности, включающие начисление бонусов за выполнение заданий;
● возможность пользоваться автомойками, скидками на топливо и другими придорожными услугами;
● наставничество и обучение в автопарке;
● электронные системы помощи дальнобойщикам в пути и др.
Повышают престиж профессии и соревнования профессионального мастерства. Такие события в отрасли позволяют получать дипломы, денежные призы, сертификаты, что работает на амбиции и имидж. Например, в конкурсе «Лучший водитель грузовика», курируемом Минтрансом, призовой фонд составляет 1 млн рублей.
Также существует программа подготовки кадров, которая помогает студентам колледжей получить практические навыки, чтобы затем трудоустроиться в крупную транспортно-логистическую компанию.
На рынке есть также проекты, предлагающие водителям-дальнобойщикам арендовать фуру и работать на себя, самостоятельно определяя направления для грузоперевозок, формируя график работы и отдыха.
В последнее время в дальнобойщики приходят вчерашние водители общественного транспорта. Несмотря на кажущуюся схожесть и простоту работы, управление грузовиком и автобусам — не одно и то же. Помимо смены графика вчерашним водителям общественного транспорта приходится осваивать много нового. Так категория Е (работа водителя-дальнобойщика) предполагает такие навыки, как умение управлять сцепкой на трассе и в городе, организовывать оперативную погрузку и разгрузку товара, размещать и закреплять в прицепе груз, контролировать документы и др.
Выпускники колледжей и училищ также идут в грузоперевозки, но мотивации молодым людям не хватает. Эксперты считают, что для привлечения кадров одного роста заработной платы мало. Необходимо повышать престиж профессии.