Одна из существенных особенностей последних десятилетий заключается в парадоксальном взаимодействии двух основных тенденций в человеческом общении на всех уровнях: от микросоциального до макросоциального, от личностного, институционального до социетального и межцивилизационного. С одной стороны, расширяются, становятся интенсивнее и многообразнее коммуникативные способности, средства и возможности людей, возрастает взаимозависимость государств, стран, этносов, социальных общностей и индивидов. Это обусловлено современной мир-экономической системой, динамикой экономических, финансовых, торговых, социокультурных, политических сношений взаимодействий государств и народов, революцией в средствах массовых информационных процессов, созданием и развитием мировых коммуникационных систем. Принципиальную роль играют демократизация межгосударственных и внутригосударственных отношений, расширение и качественное преобразование прав и свобод человека. В целом, повышаются, интенсифируются, динамизируются социальная контагиозность, интенсивный обмен продуктами материального и духовного производства, способами жизнедеятельности, информацией, экзистенциальными переживаниями, достижениями, проблемами, кризисами и надеждами на всех уровнях общественного бытия.
Но есть и другая сторона. Интенсификация, обогащение социальной контагиозность и коммуникативных процессов генерируют новые типы и формы социальных стрессов, конфликтов, противоречий, отчуждений, взаимных подозрений и обвинений. Напряженность человеческих отношений нарастает и требует новых адаптационных ресурсов и способов. Далеко не случайно растет доля невротиков и душевнобольных почти во всех странах.
К концу ХХ началу ХХI века сформировалась особая и сверхопасная дестабилизирующая сила — международный терроризм. Этот небывалый фактор человеческих отношений иррационален, деструктивен, развертывается отнюдь не по направлению демократии и толерантности. Но пока мировой разум и демократия не нашли способ укрощения этой проблемы. Когда говорим о демократии стоит помнить, что терроризм может торпедировать этот процесс и целенаправленно стремится к этому.
Нарастающее разнообразие конфликтов в современном мире, а так же в России, в особенности экстремистских течений и движений — это явный прогресс материально-технических средств насилия. Это очевидное свидетельство опасного снижения гуманистической и демократической культуры взаимоотношений между этносами, государствами, народами, религиозными конфессиями и политическими объединениями.
Любая демократическая система функционирует на основе баланса двух «механизмов», а именно имманентности конфликтов и имманентности конструктивного социально значимого консенсуса. С.Липсет уже давно писал: «Демократия является социальным механизмом для урегулирования социетального принятия решения, касающегося групп с конфликтующими интересами, с минимальной энергией и максимальным согласием. Без этого не может быть никакой демократии».
Толерантность принято считать одним из проявлений демократии. Она органически связана с явлениями социального и политического плюрализма. Её нельзя недооценивать и так же не стоит ее переоценивать. Толерантность нужна там, где она не развита, ее нужно культивировать, тем самым способствуя гашению экстремистских комплексов в политическом сознании и социальных действиях.
Толерантность и конфликтность человеческих отношений не являются полными противоположностями. Во-первых, толерантность возникает как реакция на многообразие жизненных форм, которое потенциально конфликтогенно. Во-вторых, толерантность представляет собой некий тип поведения непосредственно в конфликтных ситуациях. И именно такое поведение является одним из этнических и психологических факторов конструктивного исхода конфликта. В-третьих, конфликтность, в свою очередь, не является абсолютным свойством человеческих отношений благодаря толерантным установкам. В-четвертых, конфликтность не обретет конструктивных функций, то есть не станет исходным импульсом позитивных социальных изменений без поиска субъектами взаимодействия приемлемых решений через механизмы толерантных отношений.
Толерантность не является абсолютной ценностью человеческих отношений. У нее есть политические, социальные, психологические и этнические пределы, вне которых толерантность теряет свой демократический и гуманистический смысл. Так же толерантность теряет свой позитивный смысл в ситуациях глумления над человеческим достоинством и посягательством на жизнь. В таких случаях она не может служить средством демократического решения конфликта. Толерантность бессмысленна в отношении тех, кто посягает на собственность. При таких обстоятельствах следует применять жестокие правовые меры и использовать доступные средства самообороны. Еще в начале ХХ века , когда теория непротивления злу насилием только вступала в моду, Ч.Кули писал: «Это правильно, что мы взываем к высшим мотивам и верим, что их можно побудить, но настоящее непротивление злу — это малодушие».
Одной из важнейших проблем современного времени является повышение и развитие демократической и гуманистической культуры поведения людей в конфликтных процессах. В последнее время в России, да и за рубежом стали пропагандироваться различные концепции и методики формирования толерантных установок. Так же, не лишен интереса, поскольку оказался весьма интенсивным, опыт формирования межрасовой толерантности в США. Уровень расовой конфликтности и неприязни весьма снизился.