Не хотите больше ждать платежей от своих подрядчиков? Узнайте, как факторинг может помочь вам!
Одним из видов финансовой деятельности, позволяющих проще и эффективнее управлять дебиторской задолженностью в компании, является факторинг, который помогает поддерживать ликвидность в компании. Факторинг заключается в быстрой покупке непогашенной дебиторской задолженности компаний, причитающейся их клиентам в силу поставок или услуг, в сочетании с финансированием клиентов и предоставлением им дополнительных услуг.
В факторинге участвуют три лица:
- факторант, т.е. компания, как поставщик товаров и услуг
- получатели, т.е. должники
- фактор, т.е. компания, предоставляющая финансирование
В настоящее время факторинг является самой быстрорастущей, самой гибкой и все более востребованной финансовой услугой. Его основная задача – конвертировать счета с отсрочкой платежа в наличные.
Это предполагает приобретение фактором дебиторской задолженности, ее финансирование и управление ею. По сути, это означает, что факторант (поставщик) получает оплату сразу же после осуществления продажи, а копии счетов-фактур направляются ему вместе с документами, подтверждающими получение товара. Факторант получает авансовый платеж, размер которого зависит от условий договора факторинга и может составлять до 90% от суммы счета-фактуры брутто. Оставшаяся часть выплачивается, когда покупатель перечисляет платеж на банковский счет факторанта, за вычетом комиссии за оказанную услугу.
В случае задержки платежа со стороны покупателя факторант может рассчитывать на поддержку фактора – компании, которая будет требовать оплаты от имени покупателя.
С экономической и юридической точки зрения, компания (фактор) выполняет как минимум два из четырех видов деятельности:
— финансирование неоспариваемой и непогашенной дебиторской задолженности
— ведение отчетности и счетов дебиторов
— принуждает к взысканию долгов
— принимает на себя риск платежеспособности получателя.
Фактор отвечает за контроль расчетов с покупателями и ведение их бухгалтерских счетов, поэтому в действительности не поставщик, а фактор должен ждать оплаты от покупателя.
Факторинг – это очень хорошее решение, которое отлично подходит как для динамично развивающихся компаний, так и для компаний, имеющих временные проблемы с контрагентами, которые вовремя оплачивают счета.
Для кого необходим факторинг?
— для компаний, использующих условия отсрочки платежа (коммерческий кредит)
— для компаний, ищущих альтернативные источники финансирования текущей деятельности
— для компаний, желающих защитить себя от неплатежеспособности клиентов
— для компаний, ищущих способы дисциплинирования своих контрагентов, чтобы они вовремя оплачивали свои обязательства
— для коммерческих организаций, которым необходимы гибкость и комплексные услуги
— для компаний, придерживающихся экспансивной стратегии увеличения оборота, в частности, за счет относительно длительных сроков оплаты.
Основные виды факторинга включают:
— полный факторинг
— частичный факторинг
— обратный факторинг
Полный факторинг (факторинг без права регресса) заключается в финансировании дебиторской задолженности, при этом факторинговая компания берет на себя риск неплатежеспособности покупателя, поэтому предпринимателю не нужно об этом беспокоиться.
Может иметь место полный факторинг:
— со страхованием факторинговой компании (т.е. договор, заключенный факторинговой компанией с выбранной страховой компанией)
— с политикой клиента (т.е. по индивидуальному страховому полису, заключенному клиентом с конкретной страховой компанией).
Однако следует помнить, что вариант полного факторинга, по понятным причинам, гораздо дороже.
Неполный факторинг (с регрессом) – риск неплатежеспособности должника не передается фактору.
Таким образом, здесь не может быть и речи о продаже прав требования, поскольку в случае неплатежеспособности обязательство, предусмотренное договором, возвращается к продавцу или поставщику услуг. Фактор выплачивает клиенту аванс, но если кредиторы не выплачивают указанные суммы в течение периода регресса, факторант должен вернуть аванс в полном объеме.
Частичный факторинг был использован гораздо раньше, чем полный факторинг. Банки и факторинговые компании считали, что принятие факторинговой компанией на себя ответственности представляет слишком большой риск для экономического положения факторинговой компании. Частичный факторинг дешевле, поскольку в случае, когда фактор не берет на себя весь риск, взимается меньшая плата.
Реверсивный факторинг – это альтернативный и пока еще не очень популярный способ финансирования текущих торговых обязательств хозяйствующих субъектов. Благодаря ему вы сможете повысить ликвидность своей компании и создать имидж надежной фирмы.
В своей классической форме факторинг заключается в покупке фактором у экономического субъекта дебиторской задолженности от продажи товаров и услуг. С другой стороны, обратный факторинг ориентирован не на продавцов, а на покупателей. Его механизм заключается в том, что после размещения заказа у поставщика, тот выставляет счет-фактуру и доставляет товар покупателю. Затем покупатель (фактор) предъявляет счет-фактуру к выкупу факторанту, который выплачивает поставщику всю сумму. Факторант возвращает фактору причитающуюся сумму счета вместе с процентами в течение согласованного срока. Это дает предпринимателю больше времени для оплаты обязательств, связанных с приобретением товаров или услуг.