Хотя юго-восток Англии является одним из самых густо населенных районов в Европе, проживающие там 20 миллионов человек всегда уверены в том, что, где бы они ни жили, они всегда смогут купить высококачественные и свежие фрукты и овощи со всего мира. Только за один год через один из крупнейших оптовых рынков в мире лондонский «Нью Ковент-Гарден» проходит продукции на сумму, превышающую 400 миллионов фунтов. В этой статье мы хотим рассказать об истории и сложной организации ежедневной работы этого удивительного центра торговли.
Раннее утро в расположенном на южном побережье Англии историческом городе Брайтоне. С Ла-Манша дует ветер, а проводящие здесь свой отпуск еще досматривают последние сны. Между тем, город уже охвачен ежедневной утренней суматохой: работающие в Лондоне спешат на поезда, которым предстоит преодолеть 100-километровое расстояние и доставить своих пассажиров в самый центр британской столицы. Практически все магазины закрыты и не проявляют никаких признаков жизни. Исключение, однако, составляет «Фрут Боул» («Фруктовая ваза») — магазин «Овощи-фрукты», где его хозяин, Том Дикенз, занят разгрузкой ящиков с яблоками, апельсинами и бананами, мешков с морковью и картонных коробок с экзотическими фруктами, такими, например, как манго и киви, которые он купил всего несколько часов назад.
Том уже съездил на своем фургоне в Лондон и вернулся. Однако ездил он не в финансовый центр столицы, и не в модный Уэст-Энд, а на южный берег Темзы, в Бэтерси, где и находится крупнейший оптовый рынок «Нью Ковент-Гарден».
«Ковент-Гарден» служил Лондону в течение веков. Первоначально это просто был сад женского монастыря, устроившегося прямо за стенами средневекового города и принадлежавшего Вестминстерскому аббатству. По мере того, как столица разрасталась и за пределами обнесенной стенами квадратной мили города стали появляться дома, монастырский сад из места, где выращивают фрукты и овощи, превратился в место, куда стали приносить на продажу продукцию, выращенную в других местах. К 1670 году это место превратилось в настоящий рынок со своей собственной хартией — письменным разрешением тогдашнего монарха Карла Второго.
Город продолжал расти, и находившийся когда-то в пригороде рынок оказался в центре столицы. На протяжении столетий торговля процветала. С появлением новых транспортных средств оптовики получили возможность закупать фрукты и овощи во всем мире и продавать их не только владельцам овощных и фруктовых магазинов в Лондоне, но и в отдаленных от столицы районах страны. Однако место расположения рынка превратилось в проблему, которая с годами усугублялась, по мере того, как вокруг вырастали новые улицы с жилыми домами, магазинами и театрами, В конце концов, в 1961 году, правительство создало специальную организацию по контролю за работой рынка: Управление рынка Ковент-Гарден. На него и возложили задачу найти для рынка новое место в Лондоне.
И вот, после продолжавшихся несколько лет поисков появилась возможность использовать пустырь площадью 23 гектара в районе Найн Элмз, на противоположном берегу Темзы, где ранее была железная дорога. Архитекторы были назначены такие цели для разработки проектов зданий и общего плана рынка, которые дали бы возможность тысячам грузовиков и фургонов, доставляющим продукцию на рынок и вывозящим ее оттуда, легко и беспрепятственно делать это. В 1974 году строительные работы закончились, и рынок за один уикенд переехал.
Новое место оказалось идеальным: оно осталось в центре города, но попасть туда и на машине, и по железной дороге стало неизмеримо легче. Кроме того, новый рынок находится в стороне от деловых и туристических районов. В Найн Элмз легко добраться из портов как южного, так и восточного побережья страны: неподалеку все главные лондонские вокзалы и автострады, соединяющие Лондон с севером, востоком и западом.
Новое место принадлежит Управлению рынка Ковент-Гарден, которое и сдает помещения оптовикам. Оно также следит за тем, чтобы обеспечивались все необходимые услуги в виде банков, ресторанов и магазинов. Управление следит так же за состоянием дорог и зданий. В его ведении находятся часы торговли, регулирование транспорта и обеспечение стоянок для используемых в коммерческих целях 2000 фургонов и грузовиков (это не считая более 1000 легковых машин). Закон требует от управления прислушиваться к мнению всех, кто пользуется рынком. Это осуществляется посредством целого ряда консультативных комитетов, куда входят арендаторы, представители профсоюзов, поставщики и покупатели. Свыше 350 арендаторов снимают места на 16-гектаровом фруктово-овощном рынке и на занимающем площадь в один гектар цветочном рынке. Они, в свою очередь, дают работу свыше 5000 человек.
В тот момент, когда Лондон засыпает, на новый рынок начинают приезжать рабочие, чтобы начать ночную работу. В 11 часов вечера двери рынка распахиваются для привоза туда товаров. Некоторые быстропортящиеся плоды, как, например, клубника, доставляются в Британию самолетом в день сбора и на следующий день появляются в магазинах. Другие фрукты и овощи прибывают в порты Ла-Манша в контейнерах и быстро отправляются в дальнейший путь по практически пустым дорогам, которые днем запружены множеством машин. Продукция, которая может лежать долго, как, например, яблоки, содержится производителями в специальных хранилищах и доставляется на рынок по мере надобности.
Ключом к успеху работы рынка является тот же самый принцип, который руководил коммерческими рынками на протяжении веков: спрос и предложение. Установленные цены отсутствуют, так что более качественная продукция стоит дороже. Если какого-то продукта недостаточно, цены поднимаются, и наоборот, если имеется избыток чего-либо, цены падают. На рынке отсутствует какая-либо единственная организация, которая контролировала бы всю систему поставок продовольствия, и поэтому нет возможности устанавливать твердые цены. Все звенья торговых операций заинтересованы в скорейших доставке и распределении продукции. Производители прибегают к услугам транспортных компаний, чтобы доставить свою продукцию в Ковент-Гарден, но предварительно они договариваются о продаже своего товара с конкретным оптовиком. Люди, занятые в производстве, доставке и оптовой торговле, делают каждый свое дело. Каждый имеет от этого прибыль, так что им необходимо транспортировать продукцию как можно быстрее, а продукция должна прибыть на каждый новый этап в хорошем состоянии, иначе не будет доходов, и занимающиеся этим люди разорятся.
В задачи управления рынка входит следить за тем, чтобы все операции на нем проходили гладко. Ведь в противном случае оптовики могут заниматься своим делом на другом оптовом рынке, в другом районе страны. «Нью Ковент-Гарден», однако, оказался успешным предприятием. С 1974 года товарооборот вырос с 74 миллионов фунтов и превысил 400 миллионов фунтов в годовом исчислении.
Дизайн нового рынка в Найн Элмз неброский, но вполне хороший для выполнения поставленных задач. Такие аспекты коммерческой деятельности, как выставка образцов товара и переговоры о цене, отделены от фактической передачи продукции из рук в руки при помощи пешеходных полос, которые тянутся во всю длину двух 366-метровых зданий. Каждый торговый блок выходит фасадом на такую пешеходную полосу и на каждом есть вывески, информирующие о предлагаемых продуктах. А образцы продукции нередко выставлены с целью привлечения внимания покупателей. Основные складские помещения каждого блока расположены сразу же позади; двери открываются на площадку, где осуществляются погрузка и разгрузка, и на которой могут легко оперировать специальные погрузчики. Над всеми складскими помещениями имеются специальные комнаты, где можно оформлять документацию.
Многим оптовикам, чьи семьи более 100 лет торговали в Ковент-Гардене, было грустно видеть, как живописный старый рынок с его импозантными зданиями, мощеными улицами и дружелюбной атмосферой прекратил свое существование. Вместе с тем, они с одобрением встретили все возможности, которые открылись для них на новом, специально построенном рынке. Вот что говорят в связи с этим торговцы, которые присутствовали ещё на прежней локации: «Старый рынок постепенно умирал. Там было слишком мало места для огромных современных грузовиков, и поэтому всегда были заторы. А из-за мощеных улиц нельзя было использовать и современное оборудование. Переехали мы в 1974 году. Еще в пятницу мы торговали на старом месте, а с понедельника уже начали работать на новом рынке. Грузчики, которые в пятницу возились с ручными тележками, в понедельник сидели за рулем абсолютно новых дизельных погрузчиков».
Оптовые продавцы, переехавшие на новый рынок, кардинально изменили стилистику своей торговой практики по мере того, как с течением времени изменились вкусы и покупательские привычки. Сейчас все требуют свежих и отличного качества фруктов, овощей и цветов со всего мира. Чтобы удовлетворить эти требования в системы контроля за наличием того или иного товара внедрили единую программу, показывающую спрос и складские запасы, повсеместно используют современные новшества, такие как, например, хранилища с регулируемой температурой для каждого вида товара.
В «Нью Ковент-Гардене» можно увидеть продукцию всех стран-экспортеров. На долю импортных фруктов, овощей и цветов приходится 70% всего товарооборота, и если появляется какой-то новый продукт, то впервые его можно, как правило, увидеть в «Нью Ковент-Гардене». Большое количество сельскохозяйственной продукции поступает в Британию из традиционных стран-экспортеров: например, Испании и Новой Зеландии. Однако, по мере того, как растет объем воздушных перевозок продовольствия, появляются новые источники импорта: например, Бразилия и Кения.
Какой бы ни вывели новый сорт фруктов или овощей или обнаружили какой-то новый экзотический плод, они появятся в меню ресторанов самых фешенебельных лондонских отелей, на обеденных столах конторских служащих и в магазине «Овощи-фрукты» Тома в Брайтоне буквально через несколько часов после их появления в Лондоне. А попадут они туда благодаря рынку «Нью Ковент-Гарден».