Попытка государственного переворота в Турции — ни что иное, как всплеск тех проблем, которые уже долго созревали в самом государстве. Европа не смогла вовремя их распознать, поэтому и предотвратить конфликт было фактически невозможно. Именно так считает Турбьерн Ягланд — генеральный секретарь Совета Европы.
Европейцы также не смогли и вовремя отреагировать на произошедшее в Турции — это сильно удивило, возмутило и даже стало раздражать турков.
Мятежники в ночь на 16 июля попытались свергнуть действующую власть в Стамбуле и произвести военный переворот. В результате, погибло много участников самого переворота, а также 246 невинных граждан, ранения получили более двух тысяч человек. Мятеж был быстро подавлен силами, лояльными к действующему президенту.
Ягланд также отметил, что в случае терактов на территории Европы, лидеры европейских стран говорили, что это «нападение на всех нас». В случае же с Турцией многие заподозрили постановочный переворот, организованной представителями самой турецкой власти. Это отмечает и известная турецкая журналистка Эзги Басаран. По ее мнению, Европа просто не поняла, что есть так называемая тайная сеть, которая работает в государственных структурах. Эта сеть оказалась гораздо более мощной, чем о ней думали, а ее опасность для демократии была видна еще задолго до переворота, только европейцы не воспринимали этого всерьез.
Вполне возможно, они просто слушали приближенных к Эрдогану, которые также говорили о несерьезности намерений данных сил. Ягланд же подчеркнул, что европейские дипломаты уже признают оправданность обвинений в сторону Фетхуллаха Гюлена — возможного организатора переворота.