Нескончаемая череда бунтов и революций в арабском мире, долговой кризис в Европе и другие факторы глобального масштаба повлекли довольно существенное изменение географии международных туристических потоков.
«Арабская весна» накрыла южный берег Средиземного моря – излюбленное место отдыха миллионов российских туристов. Первым стал Египет – страна, которую в 2010 г. посетили 2,5 миллиона россиян. В прошлом году таких смельчаков было лишь 1,8 миллиона – на треть меньше, как и вообще иностранных туристов, посетивших эту страну. К тому же гости Египта стали тратить там меньше денег: $72 в день против $85 годом ранее. Во многом это объясняется снижением цен, на которое вынуждены были пойти хозяева, чтобы хоть как-то привлечь отдыхающих. В итоге туристический сектор Египта, доселе обеспечивавший 12% ВВП страны и дававший работу трем миллионам человек, недополучил за прошлый год почти $4 миллиарда. Министерство туризма смотрит в будущее с оптимизмом, однако есть основания опасаться, что Египет уже не будет такой меккой для туристов, как при Мубараке.
В ходе политических потрясений к власти пришли исламисты, которые решительно настроены «подкорректировать» политику и облик Египта (например, уже поставлен вопрос о пересмотре мирного договора с Израилем). Кроме того, в стране наблюдается разгул преступности: только в феврале на Синайском полуострове вооруженные бедуины совершили два нападения на туристические автобусы. Все это отнюдь не способствует притоку иностранных гостей. И перспектив стабилизации пока не видно: страна, взорванная «цветной революцией», как правило, бурлит еще долго. Российские туристы, конечно, не робкого десятка, но египетский экстрим (хоть и с большим дисконтом, но без алкоголя) может надоесть и им.
Не лучшим образом обстоят дела и в послереволюционном Тунисе. По данным за девять месяцев прошлого года, его посетили на 35% меньше туристов, чем за аналогичный период годом ранее. Доходы туристического сектора (составляющего, правда, всего 6,5% ВВП) сократились почти на 40%, лишился работы почти каждый четвертый из 400 тысяч тунисцев, занятых в этой сфере.
Наконец, недавно «арабская весна» добралась и до туристического рая в Индийском океане – Мальдивских островов. Там произошла революция, которую уже назвали «массажной»: был отстранен от власти довольно прогрессивный президент Мохаммед Нашид – за то, что распорядился закрыть массажные салоны, принадлежащие лидерам оппозиции. История, в общем, довольно темная, но итог тот же: страна дестабилизирована, и к власти подбираются исламисты. Со всеми вытекающими последствиями для туристической сферы, которая обеспечивает 30% мальдивского ВВП.
Но если где-то число туристов снижается, то где-то их должно стать больше. Например, в Европе. Старый Свет, охваченный долговым кризисом, все меньше привлекает инвесторов и все больше – туристов. Причем наиболее серьезные финансовые проблемы переживают самые привлекательные с туристической точки зрения государства Южной Европы – Греция, Италия, Испания. А значит, их привлекательность еще более возрастает, поскольку там снижаются цены. И поэтому Российский союз туриндустрии прогнозирует, например, в этом году увеличение потока наших туристов в Грецию на 40% (их число может перевалить за миллион). Туристический сектор является одной из немногих отраслей экономики Южной Европы, где в нынешних условиях возможен подъем.
Растет также число туристов, посещающих Латинскую Америку. Наиболее успешная в этом плане страна – Мексика, которую в 2011 г. посетили почти 23 миллиона иностранных отдыхающих. Доходы туристической отрасли составили 9% национального ВВП. Активнее всего осваивают мексиканские курорты бразильцы (в прошлом году их побывало там на 66% больше, чем годом ранее) и россияне (рост на 55%). Вообще, в последние годы наблюдается бурный рост туристический потоков из трех стран БРИКС – Бразилии, России и Китая. Что объясняется ростом экономик этих стран и, следовательно, уровня дохода граждан. По данным Ростуризма, на отдых за границу ежегодно выезжают около 12 миллионов россиян, которые оставляют там до $10 миллиардов.
Однако нельзя же и о своей стране забывать! По оценкам Всемирной организации по туризму, Россия занимает пятое место в мире по туристической привлекательности. Кому доводилось много путешествовать по стране, тот знает, насколько красива и разнообразна ее природа, как много у нас памятников истории и архитектуры. Правда, в основном, все это не раскручено, да и инфраструктура оставляет желать лучшего. Не удивительно, что по конкурентоспособности на мировом туристическом рынке Россия замыкает шестой десяток стран.
Но есть надежда, что ситуация будет исправляться. Летом прошлого года правительство утвердило федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» на 2011 – 2018 гг., бюджет которой составит более 330 млрд руб. (как государственных, так и частных). В рамках программы будет предпринят капитальный ребрендинг страны на международном уровне (этим займется Ростуризм совместно Министерством культуры и МИД). Если все сложится, через семь лет по количеству въездных и внутренних туристов Россия сможет сравняться с Испанией. Нынешнее перераспределение туристических потоков в мире будет этому способствовать. Эксперты полагают, что доля туристической отрасли в ВВП России может увеличиться с нынешних 2,5% до 6% – 7%.