Внесены изменения в порядок лицензирования частных детективов. Согласно новому постановлению правительства России «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», заявки на лицензии да и сами лицензии теперь будут приниматься и оформляться в цифровом формате.
В документе сказано, что создается электронный реестр, куда будут внесены все российские частные детективы. Сделано это в том числе и для того, чтобы было легче проверить, действительно ли детективное агентство или частный сыщик, куда вы намерены обратиться, — легально работающие профессионалы, а не мошенники.
Президент Международной ассоциации частных детективов Андрей Матушкин рассказал "Российской газете", чем конкретно занимаются в России частные детективы. И нужны ли они у нас.
Андрей Николаевич, как вы стали частным детективом?
Андрей Матушкин: До частной детективной деятельности работал в различных коммерческих структурах в качестве "безопасника". В 2006 году основал Охранно-детективное бюро "ОДБ", обнаружив детективную деятельность как перспективное, развивающееся в тот момент направление. В процессе работы появилось понимание необходимости консолидации частных детективов и людей смежных профессий для решения более широкого спектра задач в различных регионах и странах. Так родилась идея создания международного объединения детективов.
Сколько в среднем зарабатывает частный детектив?
Андрей Матушкин: Заработок детектива сильно зависит от региона и насколько профессионально построена его работа. Для кого-то это хобби и дополнительный заработок к пенсии, а для кого-то — единственный источник дохода. Цифры абсолютно неинформативные — от 0 рублей, чтобы просто помочь людям, до нескольких миллионов рублей. Так бывает у профессиональных агентств в Москве или в другом крупном городе в "удачный" месяц.
Насколько опасна эта работа?
Андрей Матушкин: Работа частного детектива имеет свои особенности, своеобразные риски, которые необходимо учитывать. При профессиональном подходе, с четким пониманием процессов работы риска не больше, чем на обычной работе.
Хотя всякое может быть. В принципе, и от кирпича с крыши никто не застрахован. Например, года два назад в Московской области была найдена отрезанная голова частного детектива…
Известно, что киношный, особенно голливудский образ частного сыщика, где тот скачет с пистолетом и борет всех злодеев, весьма приукрашен. Чем на самом деле в России занимаются частные детективы? Что они могут делать и что им категорически запрещено? Может ли частный детектив применять оружие?
Андрей Матушкин: Киношный образ не сильно соответствует действительности. Детективы имеют разные специализации — семейные проблемы, измены, слежка, поиск пропавших или скрывающихся людей, сбор информации — составление досье, коммерческая разведка для бизнеса и многие другие. Работа каждого из них различается. Действия детектива регламентируются законодательством страны, которое в данный момент совершенствуется и дорабатывается с участием в том числе и экспертов из Международной ассоциации детективов.
Заработок детектива зависит от уровня его компетентности и региона, где он работает
В разных странах полномочия лицензированных детективов сильно различаются. Где-то детектив может только в открытую опрашивать, а где-то носить оружие и иметь доступ к информационным базам правоохранительных органов.
Комментарий
Юрий Жданов, генерал-лейтенант, президент российской секции Международной полицейской ассоциации, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России:
Актуальность расширения полномочий детективов по сбору доказательств очевидна. Да, в России создана разветвленная правоохранительная система. Но ее эффективность по защите интересов рядовых граждан и всех участников уголовного судопроизводства не в полной мере эффективна. Волокита, односторонность оценок доказательств со стороны правоохранительных органов — частое явление, что вызывает обоснованное возмущение в обществе. На мой взгляд, основная причина — отсутствие состязательности сторон на стадии дознания, предварительного следствия.
Правоохраной зачастую игнорируются ходатайства и доказательства, представляемые участниками уголовного процесса. Более или менее объективная их оценка возможна только в судебном процессе. А это время. Поэтому необходимо законодательно наделить частных детективов полномочиями по сбору доказательств и создать процессуальные механизмы по их представлению и оценке на всех стадиях уголовного судопроизводства, в том числе судами. Для всех участников уголовного процесса должны быть созданы равные условия по реальной защите интересов. Убежден, что такой подход создаст условия справедливого, объективного и всестороннего расследования всех категорий правонарушений, повысит качество оценки обстоятельств правонарушений. Есть еще одна проблема, требующая развития института частного сыска, — киберпреступность, которая носит международный характер, в связи с чем полномочия национальной правоохраны ограничены. Политические ситуации в разных странах зачастую влияют на эффективность взаимодействия правоохраны, хотим мы этого или нет. Международные поручения исполняются некачественно или не исполняются вообще по принципу взаимности. Это очевидный фактор.
В большинстве западные доказательства, собранные частными детективами, признаются в уголовном процессе наряду с доказательствами, представляемыми полицией и обвинением. Это реальная состязательность сторон, позволяющая более эффективно защищать интересы людей от преступных посягательств. Пример, интернет-мошенники украли деньги со счета в России, вывели за рубеж, где обналичили. У гражданина должна быть возможность оперативно через детективов обратиться в правоохрану двух стран, представить доказательства хищения, оперативно в течение нескольких суток пресечь и задержать преступников, возможно, заблокировать похищенные средства. А пока подобные ситуации длятся годами, найти следы похищенных средств зачастую становится невозможным. Эта категория преступлений может раскрываться по горячим следам только в рамках международного сотрудничества частных детективов.