Обострение отношений между Россией и Западом дало неожиданный эффект на рынок автомобильного топлива в России. Несмотря на рост нефтяных котировок, приближающихся уже к отметке 120 долларов за баррель, оптовые цены на бензин и дизель стали падать, а розничные цены остановились на уровне середины февраля.
Причины понятны — не самый высокий внутренний спрос оказался усугублен снижением экспорта из-за санкций Евросоюза и США, осложняющих закупки и транспортировку нефтепродуктов из России, а также риском введения полного эмбарго на их поставки. Фактически санкции сделали то, чего не получалось добиться своими силами на внутреннем рынке: увеличить предложение так, чтобы цены на бирже пошли вниз, несмотря на дорожающую нефть.
С 25 февраля биржевые цены на АИ-92 опустились на 16%, АИ-95 — на 15%, на летнее дизельное топливо — на 12%, а на зимнее — на 11%. Причем за этот же период экспортные цены, за которыми всегда следовали биржевые котировки на внутреннем рынке, выросли более чем на 30% — по бензину, и почти на 50% — по дизельному топливу.
Розничный рынок отреагировал на эти процессы сдержанно, но все же, по данным Росстата, уже с середины февраля рост цен на бензин замедлился, сначала до 2-3 копеек в неделю, а к последней неделе прошлого месяца темпы подорожания снизились до нуля. Дизельное топливо, учитывая нисходящий тренд его котировок на бирже в первую неделю марта, вероятно, также растеряет темпы роста цен на АЗС. Пока с начала января еженедельно дизель прибавлял в цене в рознице — минимум по 10 копеек в неделю.
Но долгосрочной эта остановка роста цен не будет, считает исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК "Универ Капитал" Артем Тузов. По его мнению, оптовые цены снижаются временно, на фоне падения спроса со стороны ЕС и США, но рост курса доллара к рублю и перераспределение поставок в иные страны в дальнейшем будет толкать оптовые цены вверх.
При этом цены на дизельное топливо в России больше зависят от экспортных цен и спроса в других странах, чем цены на бензин. Около половины от всего российского производства дизельного топлива было ориентировано на поставки в другие страны, большая часть в Европу. Поэтому даже если нефтяные котировки продолжат рост вместе с экспортными ценами на дизель, его оптовая стоимость в России будет падать, пока не вернется спрос из-за границы.
Бензина на экспорт отправляется не более 10% от всего объема производства в России. Это также немалый объем, но по мере роста спроса на него на внутреннем рынке цены также могут пойти вверх. Как правило, спрос начинает расти уже с середины марта.
Естественно, всех больше волнует, ждать ли снижения розничных цен на автомобильное топливо. Как отмечает руководитель проектов ИГ "Петромаркет" Анна Лишневецкая, на 3 марта чистая маржа торговли на АЗС бензином АИ-92 оценивается в среднем в 2 рубля за литр, а АИ-95 — в 3,4 рубля за литр.
При этом продажа дизтоплива на АЗС продолжает приносить убытки в размере 2-3 рублей за литр в зависимости от сорта, сохраняя стимулы увеличения отпускных цен. Поэтому их падения не ожидается. Также, по мнению Лишневецкой, снижение цен на бензин в рознице в ближайшие два-три месяца маловероятно, даже если оптовые цены продолжат падать. На это вряд ли пойдут операторы АЗС, для которых почти весь прошлый год торговля топливом была убыточна, считает эксперт.
С точки зрения Тузова, снижение розничной стоимости бензина и дизеля будет возможно только если начнут падать мировые цены на нефть. В условиях высокой инфляции прошлого года топливо на АЗС подорожало чуть выше инфляции. Учитывая текущий курс доллара и ключевую ставку Банка России, инфляция в этом году может быть выше 10%, на такой же уровень по году должно подорожать и топливо, считает эксперт.