Понятие общества как центрального аспекта социальной философии исследуется в целом, включая все его измерения. Согласно философскому учению общество выступает в качестве социального бытия. Его основное отличие состоит в содержании не только материальных, но и духовных (идеальных) явлений. Связь между ними, глубина и характер взаимодействия обсуждаются философами на протяжении не одного столетия. Именно этот вопрос является основным в проблематике социальной философии.
Материальное и духовное, их связь и различие
Процессы материального и идеального обусловлены между собой, но по своим качествам они разнородны. Подобные вопросы не менее важны, чем, например, проблемы генезиса философии https://znzn.ru/filosofiya/genezis-soznaniya в свое время. В научном плане необходимо выявить общественный фактор, который в итоге станет определяющим. Со стороны материализма – это объективно существующая сторона общества, не зависящая от сознания людей. Сюда относятся не только предметы и вещи, но и человеческие связи, отношения.
Материальная составляющая общества – это производство материальных благ, бытовые, классовые, национальные отношения между людьми, воспроизводство населения. В материальной основе лежит взаимодействие между человеком и природой, а также иные аспекты, характеризующие реальные жизненные процессы, их объективную сторону. На подобных явлениях базируется духовное развитие, материальная же сторона преобладает и выступает в роли первичного фактора.
Идеальные общественные явления характеризуют субъективную сторону социальной среды. Они отражают объективные процессы, происходящие в мышлении людей, позволяют осознавать потребности по отношению к обществу. Духовная сторона состоит из побуждений, чувственного восприятия, желаний, мыслей, общих настроений. В философском смысле идеальное явление общества – это его сознание. Относительно материальных факторов, духовные являются вторичными.
Вопрос первичности и вторичности материальной и духовной сторон не так однозначен. Это обусловлено глубокой взаимной связью и чрезвычайной сложностью в разделении составляющих общества. В социальной среде общественные явления, полностью обособленные друг от друга, не существуют. Но их соотношение неодинаково в разных жизненных сферах. Например, в области производства, экономики доминирует материальная сторона жизни. В культурной же сфере преобладает духовная составляющая.
Общество не способно существовать без человека. Производство материальных благ нуждается не в простом индивиде как таковом, а в человеке, обладающем разными качествами. К таковым относятся умения, общие знания, трудовые навыки. Поэтому общество обязано развивать духовное и материальное в человеке, то есть рассматривать людей и с биологической точки зрения для их воспроизведения, и с социальной стороны, уделяя внимание сознанию индивида, его интеллекту и культуре.
Таким образом, тесная связь между общественным сознанием и его материальной стороной не позволяют четко говорить о первичности одного и вторичности другого явления. Эти качества нужно рассматривать в контексте исторического развития.